В селе Большой Избердей в годы Великой Отечественной дислоцировались аэродром и танковая бригада. Документы, подтверждающие эти факты, 8 десятилетий были засекречены. Их обнаружил в архиве Минобороны поисковик Андрей Максимов. В конце июня он организовал поездку в село для школьников. Они своими глазами увидели поле, где находился аэродром, следы солдатских землянок и возможное место захоронения танкиста, погибшего от взрыва ручной гранаты. А местные жители рассказали им о том, что лётчики не откладывали дружбу с местными девушками «на потом».
Проводником по Большому Избердею и его окраинам стал егерь Геннадий Аничкин. Уроженец села показал поисковикам дореволюционное кладбище на опушке леса. Здесь возвышаются лишь два безымянных деревянных креста. А метров за триста от кладбища, в глубине леса есть глубокие ямы, похожие на окопы. Эти следы оставила после себя Великая Отечественная.
Мало кто знает, что в тамбовской глубинке стояла 14-я танковая бригада Воронежского фронта. Она была отправлена в резерв и на переформирование за три километра от села Большой Избердей в июле 1942 года. После ожесточённого боя за село Подгорное бригада растеряла практически всю исправную технику. Укрывшись в лесу, солдаты ремонтировали устаревшие танки «БТ».
Поисковик сделал предположение, что танкист Мамеди Яманов похоронен рядом с местом дислокации бригады — на кладбище. Геннадий Аничкин подтвердил, что это очень вероятно. На опушке леса полвека назад было очень много бугорков и десятки безымянных могил. Поэтому Андрей Максимов намеревается установить здесь табличку в память о солдате. Он уже связался с муфтием Тамбовской области Абдурагимом Илясовым, который положительно высказался об идее увековечения памяти солдата.
В Большом Избердее в годы Великой Отечественной дислоцировались не только танковая бригада, но и один из аэродромов 5-й воздушной армии. И этот факт мало кому известен, об этом нет сведений в открытых источниках. А вот в руках участников экспедиции была подробная карта аэродрома. По словам Андрея Максимова, этот документ вывели из-под грифа «секретно» при нём же в архиве менее года назад. Аэродром находился в поле среди пашни — это был квадрат размером 1200 х 1200 метров. Рядом с ним роща.
Найти среди бескрайних обрабатываемых фермерами полей место, где был аэродром, удалось также благодаря знаниям проводника. Геннадий Аничкин привёл группу на кромку поля и направил в лес. Уже через несколько десятков метров поисковиков встретили большие насыпи.
А по словам Геннадия Аничкина, в сотне метров от землянок можно увидеть и остатки строений. Возможно, от бани, которая указана на карте.
Какой полк стоял в тамбовской глубинке? На чём летали летчики и как звали хотя бы одного из них? Чтобы ответить на эти вопросы, участники экспедиции отправились в само село Большой Избердей. Они очень надеялись на встречу со старейшей жительницей района — Марией Фёдоровной Шибиной. В этом году ей исполнится 103 года. Возле дома на улице Пионерской поисковиков встретил её сын. Он сказал, что бабушка плохо слышит и вряд ли сможет выйти к ним, и пошёл в дом. Через пару минут на радость гостей, опираясь на палочку, из дома вышла и ровесница века.
Ответственную миссию проинтервьюировать бабушку предоставили председателю районной ветеранской организации Нине Серёгиной. Долгожительница с охотой отвечала на вопросы о военном лихолетье. В начале 40-х годов она уже работала трактористкой. В день ей нужно было обработать полтора гектара. Иногда приходилось косить ячмень и на аэродроме. Сама она с лётчиками не общалась, да и дать ответы на точные запросы поисковиков не смогла. Но зато поведала романтическую историю.
Ещё одну попытку получить ответы на свои вопросы поисковики надеялись от Раисы Ефановой. Женщина долгие годы работала в селе библиотекарем. Она и её подруга Наталья передали рассказы старших. Мол, к лётчикам ходили на танцы и даже продукты им носили. Но никаких имён и фамилий никто не помнит. Зато многие женщины частенько вспоминают ещё одну любовную драму, или даже трагикомедию.
После разговоров с местными поисковики всё же остались довольны, несмотря на то, что не удалось найти точные данные. Ведь вопрос о том, каким был солдат Великой Отечественной, немного прояснился. Воинам самой страшной войны в истории было ничто человеческое не чуждо. Им хотелось прогуляться по селу, полакомиться речной рыбкой или даже влюбиться на всю жизнь. Под впечатлением от поездки остались и школьники. Они пообещали, что в следующий раз поедут в Шехмань — изучать историю ещё одного аэродрома времён Великой Отечественной войны.