На стоп-кадре военной хроники запечатлён исторический момент – водружение флага на башне «Дер Дона». Немецкий гарнизон, расположенный здесь, сдался самым последним при обороне города-крепости Кёнигсберг 10 апреля 1945 года. Командующий фронтом маршал Александр Василевский дал распоряжение водрузить на башню Красное знамя под мощным обстрелом врага. Эту миссию взяли на себя два смельчака. Имена героев были неизвестны 75 лет. И лишь благодаря работе поискового отряда «Крылья» их удалось установить. Один из красноармейцев (слева от флага) – тамбовчанин Михаил Егоров.
Когда началась Великая Отечественная, Михаилу Егорову из села Покрово-Чичерино Петровского района было всего 15 лет. В Красной армии он начал служить с 1943 года. В конце войны воевал в Восточной Пруссии разведчиком штабной батареи. 7 апреля 1945 года Михаил Егоров под ураганным огнём противника доставил командиру полка пакет с документами, от которого зависел успех операции. За этот боевой подвиг он получил медаль «За отвагу».
– Мне удалось найти внучатых племянников Михаила Егорова в Москве. Выяснилось, что он был родом из крестьянской семьи. Отца Василия в 30-е годы раскулачили и отправили в тюрьму, из которой он так и не вернулся. Еще у Михаила было три брата: Николай, Алексей и Пётр, — рассказывает руководитель поискового отряда «Крылья» Петровского района Андрей Максимов.
Михаил Егоров (слева) с сослуживцем
Больше всего родственники гордятся боевым поступком 19-летнего красноармейца при штурме Кёнигсберга. Наступление советских войск на город-крепость началось 6 апреля 1945 года. Немцы оказывали упорное сопротивление, однако уже через два дня они были готовы капитулировать. Одной из последних, 10 апреля, была захвачена башня «Дер Дона». Честь первыми установить Красное знамя на ней доверили двум солдатам.
– Для того, чтобы проверить данные из рассказов родственников, я отправил запрос в историко-художественный музей Калининграда. В подтверждение мне прислали военную хронику 1945 года с кадрами штурма Кёнигсберга. На 11-й минуте видеоролика Красное знамя на башню «Дер Дона» водружает наш Михаил Васильевич Егоров, имя второго красноармейца пока установить не удалось. На кадрах видно, что идут реальные бои, рядом с солдатами клубится дым от орудийных залпов, — отмечает Андрей Максимов.
Весной 1945 года после победоносного освобождения Европы война для Михаила Егорова не закончилась. На родную Тамбовщину он вернулся только в 1951 году. Сразу же устроился работать на Мичуринский локомотиворемонтный завод. Бывалого военного отрекомендовали на место бригадира. В один из рабочих дней Михаил Егоров устанавливал на паровоз именную таблицу «Серго Орджоникидзе». Его напарник находился сверху и умышленно сбросил чугунную плиту на фронтовика. Михаил Егоров скончался на месте от серьёзной травмы.
– Преступник сам рассчитывал в своё время стать начальником на заводе, убил нашего героя из-за зависти. На похороны съехалось много его родственников. Многие просили прощение у матери солдата, целовали ей ноги. Она зла не держала, не стала заявлять в полицию об ужесточении наказания. Убийца отсидел в тюрьме не так много времени, освободился и потом ещё немало пожил, — вспоминает двоюродная сестра солдата Анастасия Чикунова.
мать Михаила Анна Егорова
Могила фронтовика, водружавшего Красное знамя на башне «Дер Дона» в Кёнигсберге, находится на кладбище в селе Покрово-Чичерино. Около 50 лет здесь стоял памятник с красной звездой, установленный на средства локомотиворемонтного депо. В прошлом году родственники заменили его православным крестом. Солдат Великой Отечественной войны похоронен вместе с братом и матерью Анной Филипповной, пережившей старшего сына на долгих 30 лет.