Где находится «сердце» станции Избердей? Конечно же, в микропроцессорном центре — ответят железнодорожники. Это скромное белое с серо-красной символикой РЖД строение рядом со зданием вокзала. Именно здесь находятся электронные устройства, которые управляют бесперебойной работой автоматических устройств на железной дороге. Однако светофоры, шлагбаумы, барьеры на переезде, стрелочные переводы требуют и постоянного контроля со стороны человека. Этим занимаются специалисты по устройствам сигнализации, централизации и блокировки — СЦБисты. В Петровском округе таких специалистов 6 человек. В их ведении — 60 километров железной дороги.
Почти каждый месяц заголовки федеральных СМИ сообщают о диверсиях на железной дороге. Злоумышленники поджигают релейные шкафы, тем самым желая задержать движение поездов. Чтобы предупредить негативные последствия от подобных ситуаций, в каждом релейном шкафу СЦБИсты устанавливают огнетушители, которые срабатывают самостоятельно при возникновении огня. Именно этой работой были заняты в конце июля Сергей Ершов, Владимир и Евгений Кривошеины. Первый отработал СЦБистом 41 год, второй — 33 года, а третий — всего 4. Мужчины в один голос утверждают, что их работа — это всегда про обеспечение безопасности. Однако за последние десятилетия их труд поменялся кардинально.
Его коллеги подчеркивают, что совершенно новый уровень безопасности на железной дороге обеспечивает модернизированное оборудование.
С гордостью показывают петровские СЦБисты здание, где находится микропроцессорный центр. Центр заново отстроен в 2017 году и оснащён самым современным оборудованием производства Канады и Швеции. Здесь находятся стенды с десятками проводов, а также шкафы с платами, которые передают сигналы. В помещении температура не должна подниматься выше 23 градусов по Цельсию. Мерную работу мигающих устройств сопровождает тиканье. Так работает одно из устройств, которое кодирует импульсы. Это что-то типа азбуки Морзе, только для движения поездов на железной дороге.
Всё, что происходит на станциях Песковатка и Избердей и даже на соседних — Никольское и Грязи-Воронежские, можно увидеть на онлайн-схеме. Там каждая точка имеет своё значение, если загорелась красным, то, к примеру, закрывается пешеходный переход.
Однако работа в онлайн-формате или, как сейчас говорят, на «удалёнке» точно не грозит СЦБистам. Они также как и десятилетия назад проходят по несколько километров в день по шпалам. Следят за исправностью светофоров, переводных стрелок, муфт-датчиков оси и других устройств. Из-за постоянной вибрации от проезда поездов раскручиваются болты, отходят перемычки. Однако именно это постоянное движение и привлекает молодых специалистов к работе на железной дороге. Евгений Кривошеин получил высшее образование в МичГАУ, но решил пойти по стопам отца Владимира — переучился в Тамбове на монтёра.
Бригада СЦБИстов в канун Дня железнодорожника, который в этом году отмечается 6 августа, желают развития своей родной станции Избердей. Они признаются, что сейчас она живёт за счёт грузового потока Избердеевского элеватора — одного из крупнейшего в стране экспортёров зерна. Многотонные вагоны с продукцией могут спокойно маневрировать на путях — за их безопасность отвечает не только современная техника, но и люди, которые любят свою работу.