«Так хорошо он лежал, как будто кто его так положил». Таким увидела сразу после смерти молодого лётчика 9-летняя девочка. Воспоминания о последних минутах жизни воина Великой Отечественной войны Нина Петровна Суренская пронесла через всю жизнь. В сентябре 1943 года в её родной деревне Осадовке потерпел крушение истребитель Як–7Б. Лётчик успел выпрыгнуть, но парашют не раскрылся. Уроженцу города Николаевска Хабаровского края Евгению Николаевичу Войнову был всего 21 год. На могиле героя и на месте авиакатастрофы в середине июля побывали поисковики.
Судьбой погибшего героя заинтересовался руководитель поискового отряда «Крылья» Избердеевской средней школы Андрей Максимов. Вместе с ребятами он встретился с единственной оставшейся в живых свидетельницей крушения самолёта — 90-летней Ниной Петровной Суренской. Бабушка радушно встретила посетителей в своём доме по улице Луговой. В её памяти отчётливо сохранились детали трагедии 15 сентября 1943 года.
После купания в реке Матыре она вместе с ребятами шла домой и увидела быстро снижающий высоту самолёт. Сначала предположили, что он должен опуститься на местный курган. Молодёжь уже хотела разбежаться по домам из-за мысли: вдруг за бортом немец? Но самолёт продолжал стремительно падать. Из-под хвоста машины показался «чёрный плащ» — так по выражению бабушки выглядел дым.
Андрею Максимову удалось найти информацию, почему самолёт оказался в небе в небе над Осадовкой. Истребитель ЯК-7Б в числе 18-ти самолётов 483-го истребительного авиаполка летел на защиту Донбасса, сопровождал штурмующих ИЛ-2. В тот день эти самолёты израсходовали 55 боевых снарядов.
Место крушения самолета тоже удалось найти поисковикам. Его указал 85-летний житель села Волчки Евгений Максимович Глушков. Он помнит, как в начале 50-х годов местные трактористы решили откопать машину из земли, которая глубоко вошла в землю. Мужчины надеялись достать ещё годные запчасти.
Теперь место крушения возле русла реки сильно заросло деревьями. Да и сама река обмелела. Военную машину врёмен Великой Отечественной войны, что уже 80 лет лежит под землёй, можно поднять только с использованием специализированной техники.
Истребители ЯК-7Б до сих пор продолжают находить поисковики в средней полосе России. Так, 4 года назад в Ульяновском районе Калужской области близ деревни Хоревки обнаружены обломки сбитого самолета с останками пилота.
Истребители советского авиаконструктора Александра Яковлева называли чернорабочими войны. ЯК-7 в 1943 году участвовали во всех крупных воздушных сражениях на советско-германском фронте. К концу войны их начали вытеснять более современные машины, прежде всего, Як-3 и Як-9. Однако некоторые советские авиачасти провоевали на «семёрках» почти до самого конца войны. Вскоре после Победы все уцелевшие к тому времени Як-7 были списаны. Их смешанная конструкция с большой долей древесины не выдерживала длительной эксплуатации.
Юные поисковики побывали на могиле погибшего пилота ЯК-7Б. Последнее пристанище Евгений Войнов нашёл на кладбище в селе Волчки. Героя, по воспоминаниям Нины Суренской, провожали в последний путь всем селом. Погибшему собрали «одёжу» в гроб.
Учётно-послужную карточку лётчика в архиве Министерства обороны нашёл Андрей Максимов. Там указано, что на фронт молодой человек попал за три месяца до смерти — в июне 1943 года. А также — имя и адрес матери. Войнова Мария Николаевна проживала в городе Хабаровске по улице Шевченко, дом 10. Своей семьёй боец не успел обзавестись.
Прямо во время визита поискового отряда местные жительницы убирали сор и траву с захоронения. Они признались, что наводят порядок здесь по несколько раз в год и считают это своим долгом. Поисковики надеются, что после публикации в СМИ откликнутся родственники Евгения Николаевича Войнова. Гостям с Дальнего Востока с гордостью бы показали захоронение. Рано и трагически оборвавшуюся жизнь лётчика помнят и уважают петровцы разных возрастов.
Напомним, в прошлом году поисковики отряда «Крылья» побывали на местах дислокации аэродрома в селе Шехмань и танковой бригады в селе большой Избердей в годы Великой Отечественной войны.