Что стало причиной авиакатастрофы в учебном полёте? Где находятся могилы лётчиков, имена которых неизвестны? Каково быть сыном авиаполка? Ответы на эти захватывающие вопросы постарались получить члены поискового отряда «Крылья» Избердеевской средней школы имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина. Его руководитель Андрей Максимов организовал экспедицию в села Шехмань и Озёрки и их окрестности. Именно здесь с 1942 по 1943 годы находился военный аэродром. Отсюда бомбардировщики Ил-4 поднимались на Смоленск, Брянск, Могилёв, Орёл, Гомель, Курск, Дебальцево уничтожать фашистов. О боевом пути 21-го гвардейского авиаполка 7-й гвардейской авиадивизии написано несколько книг, а вот какой след оставила война и лётчики на шехманской земле предстояло выяснить поисковикам.
Экспедиция началась в центре села. Школьников из райцентра встретил местный учитель истории Андрей Синдеев. В первую очередь он показал здание земской школы неподалеку от действующей средней школы. Здесь, по воспоминаниям местных жителей, проживали лётчики. Сохранился в селе и дом, где их лечили. Больница находилась на так называемой «Косорыловке» (улица Октябрьская). После лечения на своеобразную реабилитацию раненые солдаты отправлялись по домам. Местные старались угодить им всем возможным и, конечно же, накормить повкуснее — молоком или свежеиспечённым хлебом.
Однако некоторые лётчики всё же умирали от ранений. По словам местных жителей, тех, кого не удавалось спасти, хоронили на местном кладбище. Уроженка села Галина Севидова согласилась показать место захоронения, о котором знают единицы. Стройной вереницей школьники и учителя пробирались среди ухоженных могил на северную окраину кладбища. Несколько минут пришлось искать в траве еле различимые холмики. На одном из них был ветхий искусственный цветок. Стало понятно, что к этим захоронениям не приходили люди несколько лет. Галина Борисовна сказала, что всего здесь должно быть 7 могил, прочитала заупокойную молитву и заплакала.
Также Галина Борисовна рассказала, что по долгу совести подробно изучает историю военного аэродрома на своей малой родине. Она показала школьникам специальную тетрадь для записей воспоминаний. Так, Анна Фёдоровна Киреева, которая прожила 102 года, рассказывала ей о том, что комиссованные после ранений лётчики ходили на уборку урожая. В селе в годы Великой Отечественной было аж 7 колхозов! Уроженка села передала рассказы местных и о том, как фашисты бомбили Шехмань:
На центральной площади Шехмани школьники увидели ещё одно захоронение лётчиков, которые умерли уже не от ранений, а разбились в окрестностях села в 1943 году. Иван Миронов погиб 15 августа, а Гавриил Распопов — 9 сентября. Именно эти имена выбиты на стеле. Однако Андрей Максимов рассказал, что это не совсем верно. Ему пару лет назад удалось установить имя третьего лётчика, захороненного здесь.
А вот о гибели лётчика Ивана Миронова руководитель поискового отряда смог поведать более подробно. Он привёл воспоминание однополчанки лётчика — Александры Чернаткиной. Она в своей книге о 24-м истребительном авиаполке писала:
«Младший лейтенант Миронов Иван Федорович, 1919 года рождения был опытным летчиком, прибывшим с Дальнего Востока. Он хорошо зарекомендовал себя в боях на Кубани и был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. В период подготовки сражения на Курском направлении Иван Миронов вышел в зону для отработки фигур высшего пилотажа. Ничто не предвещало беды. Но вновь полученные с завода самолеты были сделаны с изъяном: то ли материал был некачественный, то ли по оплошности рабочих, среди которых было много подростков, перкаль, которой был оклеен самолет, сорвало в воздухе, что послужило причиной катастрофы 15 августа 1943 года».
Андрею Максимову удалось найти в том же архиве эксклюзивное фото с места падения самолёта и документы, говорившие о тех самых «изъянах». В рассекреченном документе причиной катастрофы назван неисправный болт. А вот место, где разбился лётчик, участники экспедиции решили увидеть своими глазами. Для этого они отправились в соседнее село Яблоновец, в окрестностях которого случилась катастрофа. Поле, где упал самолёт, показал местный житель Алексей Мананников. Здесь набирали силу 9 десятилетий назад подсолнухи, а сейчас — сахарная свёкла. Школьникам протестировали вдоль полевой дороги металлоискатель. У парней блестели искорки в глазах, когда прибор издавал характерный писк: под землёй цветной металл.
Затем поисковики проследовали в село Озёрки. По дороге заехали в лес, где по воспоминаниям местных жителей находился аэродром. Место между дубовым и сосновым лесом называли «пузом». Основной же аэродром находился по дороге в полутора километрах от Шехмани в сторону Волчков. Его карту также удалось найти Андрею Максимову в госархиве. Это был четырёхугольник размером 1000х1300 м. Как рассказала Галина Севидова, в годы Великой Отечественной селяне ходили сюда к лётчикам на танцы с духовым оркестром и на показы кино, а сам аэродром работал и в мирное время — до 1954 года. Аэродромы относились к 5-ой воздушной армии, работавшей в интересах степного фронта.
В Озёрках поисковики направилась к дому на окраине села. Им хотелось узнать о Николае Ивановиче Шальневе, который был сыном авиационного полка. Корреспондент нашей газеты Евгений Бочаров описал его жизненную историю в номере от 5 мая 2000 года. Мать у Николая умерла в родах, когда ему было 8 лет, а отец погиб на фронте. Мальчика воспитывала бабушка. Плохо одетого мальчика-сироту в 1942 году приметили лётчики и приютили у себя в части. Он помогал поварам на кухне, разносил письма. Сыну полка даже сшили специальную военную форму. В сентябре 1943 года авиационную часть перебросили в город Чугуев Харьковской области. Мальчика лётчики направили домой, снабдив всем необходимым. Николай Шальнев всю жизнь прожил в родном селе, 46 лет отработал механизатором, вырастил пятерых детей.
Школьники отведали у дома Шальневых колодезной воды и направились домой. По дороге в райцентр за окнами автобуса леса сменялись полями. На Шехманской земле спрятано немало интересных эпизодов об одном из аэродромов Великой Отечественной. Лётчиков в тамбовской глубинке уважали и лечили, а они, в свою очередь, могли приютить сироту и помочь в страду. Однако больше всего школьники были поражены солдатскими судьбами. Смерть лётчика страшна и почётна даже спустя 8 десятилетий. Трагически прервавшийся полёт не может не отозваться скорбью в сердце у детей разных поколений.
Экспедиция проводилась в рамках социально значимого проекта «Память в руках молодых. Этап второй», получившего поддержку Фонда президентских грантов в 2021 году. Этим летом также поисковики побывали на месте дислокации военного аэродрома в селе Большой Избердей.