Деревня Аненка впервые упоминается в документах ревизской сказки 1834 года под названием «Сельцо Аненское, Шишковотож». Тогда оно принадлежало помещику Петру Герасимовичу Шишкову, двум его сыновьям и родной сестре Анне. Возможно, именно в честь неё так ласково была названа деревня.Семья помещиков имела больше 400 крестьян, многие из которых переселились на тамбовскую землю из села Спешнева Рязанской губернии.
Сейчас в деревне постоянно живёт всего три человека – две бабушки и один мужчина. Иногда к заброшенным домам приезжают и уроженцы деревни. Михаил Дементьев сейчас живёт в Найдёновке . Родительский дом в Аненке старается навещать с внуками Ваней и Женей. Подростки с интересом пробираются сквозь заросли к дому и замечают, что здесь можно запросто «окрапивиться и околючиться». Но всё же замечают, что в этом месте им хочется побывать ещё раз, потому что здесь «интересно».
О том, какая интересная и большая была улица детства готов часами рассказывать дед.
Теперь Советская со стороны напоминает рощу, которая скрывает заброшенные пустые дома. Правда, есть и небольшие островки жизни. Так, в столетнем доме живёт самая возрастная жительница села — Кочеткова Зоя Фёдоровна. Бабушка все свои 82 года прожила в Аненке. Несколько десятилетий проработала дояркой, как и её мать, и в доказательство тому показывает натруженные мозолистые руки. Эти руки, кстати, до сих пор ухаживают за овощами на огороде. Этот участок женщина купила с мужем больше 20 лет назад у родителей нынешнего главврача Петровской ЦРБ. Валерий Мазурин приезжает иногда в родительский дом и тогда бабушка предается воспоминаниям и размышлениям:
Старожилка также напомнила, что в Аненке с конца XIX века изготавливали кирпичи на продажу и для строительства церкви в соседней Найдёновке. Для этого умельцы брали глину, которая имелась в избытке по берегам реки Плоскуша. Там же обустраивали и печи для обжига. Следы их сохранились до сих пор в виде ям.
А сейчас бабушка сетует на то, что к её родной деревне не проложена дорога. В распутицу несколько километров не дойти до Найдёновки, где магазин. А зимой дорогу, спасибо, чистит местный фермер.
Продукты раз в 2 недели бабушке привозит сын. Младший, к сожалению, умер в 54 года. А муж Валентин скончался 15 лет назад. Помогает по хозяйству бабушке и односельчанин, который оформлен соцработником. С ещё одним «малым», по выражению Зои Фёдоровны, что постоянно живёт в деревне, произошёл несчастный случай — в метро в Москве он попал под поезд и травмировал руку.
Через несколько домов на улице Советской живёт Антонина Николаевна Бычкова. Её ухоженный участок надёжно охраняют пёс и кот. Поэтому на стройные ряды капусты и других овощей можно любоваться только через забор. Кирпичный дом заметно отличается от столетних соседних. Антонина Николаевна построила его вместе с супругом в начале 70-х. Правда, женщина признаётся, что и тогда родственники отговаривали строиться в деревне. Ведь была возможность уехать в Москву. Однако мужу нужно было ухаживать за матерью и супруги остались. Бычковы первые на деревне купили себе автомобиль — красную «шестерку».
Сама Антонина Николаевна родом из Ивановки Мордовского района, в юности жила в Херсоне, работала там прядильщицей на фабрике. В Тамбовской глубинке ей пришлось устроиться дояркой и выдерживать деревенский темп жизни.
Муж у Антонины Николаевны умер 5 лет назад. Но бабушка не стала оставлять свой дом, где прожила полвека.
В эти «раз-два», на удивление, входит и молодёжь. Уроженец деревни Олег Михайлин пару лет назад решил бросить городскую суету и заняться сельским хозяйством. Мужчина в одиночку разводит коров и телят. Его стадо на лугу в 30 голов выглядит почти миражом — воспоминанием о расцвете деревни. Животные пасутся возле плотины, построенной после засухи 1972 года.
Чтобы присматривать за стадом коров Олег специально прикупил лошадь Маю. Он ловко гарцует на ней — навык с детства. На обед к нему часто приезжает младшая дочка Алина. Девочка привозит папе еду. Может сама проехаться на лошадке и присмотреть за телятами. Молоденькие телята находятся на «подсосе» у мамок. Хозяин стада может подоить при необходимости корову и даже принять роды.
Животновод уверяет, что начатое дело бросать не собирается. Планирует расширить хозяйство. Для этого он выкупил в Аненке дом у родственников. Там разводит ещё и домашнюю птицу.
Полузабытая деревня с ласковым названием Аненка ещё кому-то нужна. Пусть и одному мужчине. Может, поэтому она не исчезнет с карты хотя бы одно десятилетие.