Лента новостей
Статья13 сентября 2022, 13:26

Свет великих имён Стеньшино. Как живут малые деревни Петровского района

Предводитель крестьянского восстания Степан Разин и изобретатель лампочки накаливания Александр Лодыгин. Село Стеньшино связано с этими знаменитыми именами России. Населённому пункту больше трёх сотен лет. Более полувека назад здесь жили тысяча человек, сейчас — несколько десятков.

Свет великих имён Стеньшино. Как живут малые деревни Петровского района
Фото: Вера Малыгина

Всемирно известное село с десятками жителей

Стеньшино находится на границе с Липецкой областью. Село основано в 1686 году. Тогда землю без права дарения и продажи получили служилые люди для укрепления границ Русского царства. Они выбрали для поселения место близ Стеньшинского липяга — небольшого леса на возвышенности. Ходит легенда, что эта земля называлось так в честь предводителя крестьянского восстания 1667-1671 годов Степана Разина, которого ласково называли Стеньша.

Скрывался ли здесь атаман войска Донского или тут жили его последователи, доподлинно неизвестно. Но судьбе было угодно, что этот населённый пункт с именем «благородного разбойника» прославился на весь мир. Здесь в середине XIX века был рождён создатель первой в мире электрической угольной лампы накаливания Александр Лодыгин.

Памятник знаменитому уроженцу установили в центре села. Через пять жилых домов с современными заборами из профнастила и пластиковыми окнами можно увидеть заросшую травой площадку. На ней — каменная плита с напоминанием о том, что на этом месте находилось родовое поместье Лодыгиных, в котором родился и вырос Александр. 

Фото: Вера Малыгина

Правда, умер и похоронен талантливый изобретатель в Соединённых Штатах Америки. А его родители имение в тамбовской глубинке продали ещё в середине XIX века лебедянскому купцу. Двухэтажное здание усадьбы сгорело после революции, успев несколько лет побыть школой.

Свет великих имён Стеньшино. Как живут малые деревни Петровского района
Фото: Вера Малыгина
— Памятник Лодыгину больше лет 10 лет назад установили тамбовские энергетики. Имя Александра Николаевича Лодыгина знают во всем мире. А вот в нашей деревне остаётся все меньше людей. Я переехала сюда 26 лет назад из Иркутской области на родину супруга. Работала почтовиком, и если раньше было около 70 пенсионеров, то сегодня около 10,
рассказала местная жительница Галина Еремеева.

 

Гордость за колхоз и тоска по церкви

Один из старожилов села — Иван Шальнев. В свои 95 лет плохо видит и слышит, но ежедневно выходит подышать чистым деревенским воздухом. За пенсионером ухаживает дочь Ольга. Липчанка вспоминает, что родители всю жизнь трудились в местном колхозе «Путь коммунизма». Отец был скотником, мать — свекловичницей. Семья в 60-е годы построила дом, в котором и сейчас можно жить. Правда, быт с тех пор сильно изменился.

Фото: Вера Малыгина
— Мы в то время обходились без холодильников. Вот у нас до сих пор сохранился отдельный погреб, вход в него с улицы. Банки с соленьями мы никогда не закатывали. Всё хранилось на зиму в бочках. Родители всегда держали коров, свиней. Мясо солили тоже в бочках. Особенным лакомством для меня было сушёное мясо, похожее на современную сырокопченую колбасу, но даже ещё вкуснее,
вспоминает Ольга Невежина.

На улице Лодыгина живёт 87-летняя Прасковья Веретина. В её доме есть особый экспонат. В фоторамке, сделанной руками её деда, бесценные реликвии — фото с фронтов Великой Отечественной войны. Семье Прасковьи Павловны повезло — с войны вернулись и глава семьи, и два брата. 

Фото: Вера Малыгина

Вот портрет старшего — Петра Старых, выполненный в редкой технике карандашной зарисовки. Он ушёл на войну в 23 года, воевал под Сталинградом, там нашёл себе жену-блокадницу, и так и остался жить в Северной столице. 

Фото: Вера Малыгина

А вот изображение и самой Прасковьи Павловны. На фото нарядная девчушка лет десяти с серьгами-кольцами и длинными косичками.

Свет великих имён Стеньшино. Как живут малые деревни Петровского района
Фото: Вера Малыгина
— Самое яркое моё впечатление юности — День Победы. На улице громкоговоритель сообщил о долгожданной Победе. Радость бесконечная была! Меня мама тут же нарядила, и мы пошли в правление отмечать. Какая у меня гордость была, что наш маленький колхоз, тогда он назывался «Свободный Сокол» ­­— смог выжить в войну. Ещё помню, как младший брат уходил на фронт в 44-м году. Машина приехала троих отправлять из нашего села. А он, 17-летний, в маму вцепился и не отпускает,
вспоминает труженица тыла.

Прямо напротив дома Веретиных находится место, где раньше стояла каменная церковь в честь Святого Константина. Она построена в 1821 году Иваном Лодыгиным. Помещик, по легенде, был отлучён от церкви Священным Синодом за какую-то провинность, а в наказание должен был построить 12 церквей.

Церковь в Стеньшино была необычной — соединялась крытой галереей с усадебным домом. Говорят, что барыня могла пройти на литургию, не замочив ноги. Двухэтажное здание церкви с высокой колокольней и винтовой лестницей взорвали в 1946 году.

Место, где стояла церковь. От разграбленных в советское время могил остались лишь останки
Место, где стояла церковь. От разграбленных в советское время могил остались лишь останкиФото: Вера Малыгина
— В церковные праздники, даже когда церковь разрушили, здесь устраивали молебны. Многие приходили к нам из соседних сёл и ночевали в сторожке. Бывало, кто постарше собирал нам для игры радужные стёклышки, которые оставались на месте взорванной церкви,
рассказала Прасковья Павловна. 

 

Юбилей со слезами на глазах

Восстановить религиозную жизнь в селе теперь пытается сын Прасковьи Веретиной – Вячеслав. Он посадил на месте, где была церковь, виноград, ели и туи, очистил сохранившийся фундамент и место захоронения членов семьи Лодыгиных — надгробные плиты были в советское время разграблены. А также вместе с ещё одним уроженцем села­­ — Сергеем Еремеевым — установил в прошлом году на месте взорванной церкви поклонный крест. Рядом энтузиасты сделали бетонные дорожки и разровняли техникой землю. Средства на благоустройство собирали всем миром.

— Кто по пятьсот рублей давал, кто — по тысяче. Нам хочется сделать сквер для отдыха, чтобы каждый мог сюда прийти отдохнуть, поразмыслить в тени деревьев о вечном. Так больно, что родное село умирает. Хочется хоть что-то сделать, чтобы остановить это,
признаётся Вячеслав Веретин.

Чтобы поразмыслить в тени деревьев о бренном и вечном, в окрестностях Стеньшино есть единственная в Центрально-Черноземной полосе туевая роща. Она охраняется региональным обществом по охране природы. Саженцы хвойных растений были завезены сюда из Канады купцом Шатиловом. Владелец имения хотел разбить здесь парк регулярного стиля на площади 0,7 гектара. Энтузиаст высадил растения в 1902 году.

Фото: Анастасия Маклакова

По воспоминаниям, уроженцы Северной Америки к русским холодам привыкли не сразу. Местные жители поначалу укрывали их зимой. Туи благодаря заботе хорошо прижились и растут на чужбине больше века. Всего в роще чуть больше 6 сотен деревьев, и все они пронумерованы. Некоторые из них высотою больше 20 метров. Однако жить осталось им не так долго — туи в дикой природе растут до 140 лет.

Об уникальной роще знают немногие — полюбоваться многометровыми деревьями-исполинами приезжают в основном сами стеньшинцы. Этот год для них юбилейный: 6 октября — 175-летие со дня рождения Александра Лодыгина и туевой роще 120 лет. Однако это «праздник со слезами на глазах» — Стеньшино умирает, оставляя после себя лишь свет великих имён.

Автор:Вера Малыгина