Самолёт подбит, а лётчик наплаву вместе с раненым товарищем сутки ожидает спасения в море. Каким образом завоевывались ордена и медали — нет подробностей в сухих архивных документах. Об этом знают лишь родственники воинов Великой Отечественной войны. Уроженка села Новоситовка Валентина Пересыпкина поделилась воспоминаниями в преддверии Дня Победы о своём родном дяде Степане Васильевиче Попове. Командир авиационной эскадрильи успешно атаковал фашистские базы, уничтожал вражеские истребители и корабли. Лётчик награждён пятью орденами и тремя медалями.
Женщина откликнулась на призыв петровского поисковика Андрея Максимова в соцсетях. Он поставил цель — включить очерки о неупомянутых ранее воинах Великой Отечественной войны во второе издание книги о выдающихся земляках к 95-летию Петровского района.
Маленький мальчик залез на колокольню храма и крикнул на всю округу: «Я буду лётчиком!». Такая быль ходит среди родственников о Степане Попове. Своё обещание парень из многодетной семьи из села Новая Ситовка (сейчас Новоситовка) сдержал. Он отучился в военно-морском авиаучилище имени Сталина и за успехи в учебе остался работать там лётчиком-инструктором. В начале Великой Отечественной войны переводится в лётчики-испытатели при заводе № 22, тестирует сотни боевых самолётов разных типов, проведя в небе свыше 3600 часов.
На фронте Степан Попов — с октября 1943 года. В документе его характеризовали: «Отличный лётчик и воспитатель подчинённых по приходе в действующую часть взялся за сколачивание авиационной эскадрильи из молодого лётного состава». Тамбовчанин успешно атаковал военно-морские базы противника по всей Европе. Три раза летал на бомбоудары по базе Констанца и Браила в Румынии. Лично потопил один транспорт и шесть барж. В составе группы — три строящихся корабля, три быстроходные десантные баржи и одну нефтеналивную, два цеха морзавода, один узел противолодочной обороны.
В конце октября 1944 года Степан Попов за два дня совершает два героических поступка. 28 числа он в составе группы самолётов потопляет корабль. А уже 30-го — совершает налёт на сильно укреплённую базу в латвийской Либаве. Его экипаж атакуют сразу четыре фашистских истребителя — Фокке-Вульф 190. Капитан Попов отбивает атаки, уничтожает один вражеский самолёт и на подбитой машине долетает до своей территории. При этом спасает жизни штурмана и стрелка-радиста.
Отличился уроженец Новой Ситовки и при наступательной операции на Кёнигсберг в апреле 1945 года. В период уничтожения обороны противника эскадрилья Попова неоднократно наносила удары по базе Пиллау на переходах к Данцигской бухте и в районе косы Хель. Меткими бомбовыми ударами с пикирования лётчики потопили пять кораблей. А сам Попов и его экипаж — миноносец. Успешные налёты ведущий эскадрильи на город-крепость проводил не раз.
Полковник Степан Попов за годы Великой Отечественной заслужил впечатляющий список наград — два ордена Ушакова II степени, два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали — «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кёнигсберга».
Орденоносцу-лётчику в свои 34 года больно было возвращаться домой в родное село. Его не дождалась с войны супруга — уехала в другой регион с новым мужчиной. А двоих деток оставила на воспитание родителям Степана. Боевого офицера направили на службу в Эстонию. Там он во второй раз женился на местной. Сына и дочку забрал к себе.
Сын Виталий успешно окончил школу в Прибалтике, а потом, как и отец, выбрал профессию военного, служил в радиотехнических войсках.
Покоритель неба ближе к 50 годам хотел уехать жить в родное село. Однако вернуться на Родину ему не удалось. Он погиб в 1969 году.
Похоронили советского офицера в одном из скверов в Эстонии рядом с другими выдающимися людьми. Правда, на памятнике написаны лишь имя и годы жизни героя.
Поэтому снос памятников воинам Великой Отечественной войны в странах Прибалтики в наше время мало удивляет Валентину Пересыпкину. Однако дети победителей точно знают, что боевой характер их родителей передался последующим поколениям. Участники специальной военной операции также непоколебимы, самоотверженны и бесстрашны, как и их прадеды, в противостоянии с «коллективным Западом».