Лента новостей
Статья6 июля 2022, 16:46

«Мы сидели на сопке три дня». Долгожительница из Петровского района 70 лет назад пережила цунами на Камчатке

Мария Колосницина пережила Северо-Курильское цунами в 1952 году. Она и другие жители села Соболева 3 дня сидели на сопке без еды и воды.

«Мы сидели на сопке три дня». Долгожительница из Петровского района 70 лет назад пережила цунами на Камчатке
Фото: Вера Малыгина

Мария Прокопьевна Колосницина из села Найдёновка 1 июля отметила  95-летие. С юбилеем долгожительницу поздравили родные, близкие, а также представители местной власти. Народные песни о нелёгкой женской судьбе для юбилярши исполнили артистки.

Долгожительница рассказала гостям о том, как она жила на Дальнем Востоке. Мария Колосницина  стала очевидцем мощнейшего Северо-Курильского цунами. Данные о котором долгие годы были засекречены. 

По вербовке – на Дальний Восток

Мария Прокопьевна своё детство в 30-х годах прошлого века описывает одним словом – голод. Голод, от которого, как оказалось, нельзя убежать. В семье её родителей – Прокопия и Лукерии Чурилиных – было 9 детей. Хлеба не хватало по всей стране. Безысходность такая, вспоминает долгожительница, что хоть беги на край света… или Союза, что и предлагали сделать  местные власти. Колхозников вербовали и агитировали переселиться в отдалённые области страны.

Чурилины в поисках лучшей жизни отправились на Дальний Восток в конце 30-х годов. На новом месте – в селе Шахатино Хабаровского края – жизнь тоже, оказалось, не сахар.

Юбиляршу поздравляют Людмила Ермакова, Нина Серёгина и Сергей Ефанов
Фото: Вера Малыгина
– Жило бедно, ничего не было. Мама легла как-то на пол и сказала: ложимся, умираем. Есть нам нечего! Мы положили вокруг игрушки и легли. В колхозе спохватились через несколько дней, нам помогли. Школа выдала семье перловку, а колхоз – морковку. Так и протянули. А из нас, детей, в живых потом осталось всего четверо,
вспоминает долгожительница.

С пяти лет Мария помогала родителям с тяпкой на огороде. В годы Великой Отечественной её поставили звеньевой в поле. Десяток девчонок за день должны были прополоть гектар картофеля, сои, подсолнухов.

– С девчонками – я их всех так хорошо помню – как-то увидели в соседнем лесу людей с ружьями. Это были дезертиры. Мы испугались, рассказали о них, и их потом забрали,
вспоминает бабушка.

После работы подростки учились в школе, что находилась за рекой Зеей. Они переплывали её, а потом уже садились за парты. Мария окончила 8 классов и поехала учиться в Благовещенск. Мама наткала на станках для дочки материю, сшила новые платья и пустила в «свободное» плаванье.

Опасный полуостров

Мария отправилась в город Благовещенск Амурской области на пароходе. Там 3 года проучилась на зоотехника. И уже в 1949 году попала по распределению на Камчатку. На полуострове была помощником ветеринарного врача и по работе часто отправлялась в лес. Однажды на лесной тропинке ей и подруге повстречался медведь. Девушки положили на землю сумку с едой.  Обошли зверя стороной и побежали. Мария Прокопьевна уверена, что их спасло то, что медведь был сытым. 

Самым страшным эпизодом в жизни Мария Прокопьевна считает встречу со стихией. Село Соболево, в котором она жила,  осенью 1952 года накрыло мощнейшее цунами.

Северо-Курильское цунами произошло 5 ноября 1952 года
Северо-Курильское цунами произошло 5 ноября 1952 годаФото: sakh.online
– Мы увидели большую стену из воды. Умудрились залезть на сопку. Потом вода подошла и к ней. Мы видели, как вода унесла столовую и другие здания… Три дня сидели на сопке без еды и воды,
рассказывает Мария Прокопьевна.

Эта катастрофа известна как Северо-Курильское цунами. Оно коснулось восточного побережья Камчатки и Курильских островов. В разных пунктах побережья наблюдалось 2-3 разрушительные волны высотою до 10 метров. Однако про цунами сообщений в газетах не было. Четыре десятилетия данные о жертвах были засекречены.

Через год после катастрофы Мария Прокопьевна переехала в Еврейскую автономную область. Перед отъездом она подписала обязательство о неразглашении информации о цунами. Опасный полуостров она покидала с благодарностью. Здесь получила не только колоссальный опыт, но и встретила будущего супруга.

Иван Колосницин был помощником коменданта на побережье. В Великую Отечественную служил радистом и, по рассказам Марии Прокопьевны, фронтовика навещал сам полководец Иван Конев.

Возвращение на родину

У супругов в 1953 году родилась дочка Тамара. Ещё через 6 лет они перебрались в Магадан. Но семейная жизнь не заладилась.

– С мужем я развелась. Он бегал, бегал по другим, я ему и сказала: иди, я буду с девочкой. Так и прожила всю жизнь,
рассказывает юбилярша.
Мария Колосницина в день юбилея с дочерью Тамарой
Персональный концерт от артисток Первомайского сельсовета
Мария Колосницина в день юбилея с дочерью Тамарой Фото: Вера Малыгина

Однако в целом у Марии Колоснициной жизнь на Севере сложилась. Она прожила там 30 лет, работала ветеринаром на коровнике. Опытного специалиста уважали коллеги. Однако ей всё-таки пришлось вернуться в родную Найдёновку в разгар перестройки. Ферма к тому времени развалилась, и к тому же у женщины развилась бронхиальная астма, северный климат ей не подходил.

 

Внучка Екатерина с супругом
Внучка Екатерина с супругомФото: Вера Малыгина

На Тамбовщину ухаживать за мамой в середине 90-х переехала и единственная дочка Тамара. Вечерами они вместе читают книги – бабушка, кстати, делает это без очков – вспоминают прошлое и радуются настоящему.

У Марии Колоснициной одна внучка, но зато какая! Екатерина Антонюк в прошлом успешная лыжница. Она выступала на Олимпийских играх 1998 года за Республику Беларусь. Сейчас живёт в Италии, воспитывает троих детей. Екатерина ставит им в пример бабушку из далёкой России, которая жила в разных уголках суровой страны и пережила голод, цунами, предательство, но не сломилась и с улыбкой встретила 95-летие.

 

Автор:Вера Малыгина