Как и у большинства людей старшего поколения, у Марии Григорьевны позади большой и трудный жизненный путь. Она - обычная русская женщина, испытавшая на своем веку и радости, и горести. В страшное военное и тяжёлое послевоенное время проходили её детство, юность, пора взросления.
Родилась и выросла Мария Григорьевна селе Песковатка. В семье родились восемь детей, но выжили только три девочки. Времена были нелёгкие, голодные, да и медицина в те годы была не ахти какая.
Маша не окончила и четырёх классов.
— Писать и считать научилась. А что ещё нужно деревенской девке? А потом война,
— вздыхает 90-летняя женщина.
Страшное военное лихолетье она встретила 8-летней девчонкой. В грозном сорок первом отца забрали на фронт. Домой с войны он не вернулся, только пришло извещение о том, что пропал без вести. Тогда таких извещений почтальоны приносили сотни в дома петровских сёл и деревень.
Чувствовалось, что воспоминания тех далёких лет сильно бередят ей душу. И по сей день слезы подкатывают от одних только мыслей,
— Без слёз о моем детстве не расскажешь. Не получится. Его просто не было. И отца не было,
— рассказывает юбилярша.
С долгожданной вестью о Победе жить легче не стало. Нужно было восстанавливать хозяйство. Наступили не менее тяжкие послевоенные годы, ведь бремя крестьянского труда так и осталось лежать на женских и детских плечах. Тогда ни у кого не спрашивали согласия — хочешь или не хочешь делать, а приказом отправляли кого куда.
Но пережившие военное лихолетье люди были дружны между собой, помогали друг другу.
Мария Григорьевна устроилась работать на карьер в селе Песковатка.
— А там долго работала, даже когда беременной сыном была, — делится юбилярша.
Замуж Мария Григорьевна вышла за местного парня в 1959 году.
— Прожили всего два года. Не сложилась у нас совместная жизнь. А больше замуж не выходила, хотя сватались. Не могла я любовь к сыну на мужика променять,
— рассказывает Мария Григорьевна.
В райцентр переехал с сыном Толей в 1971-м году. Сначала работала на кирпичном заводе, потом устроилась санитаркой в Петровскую ЦРБ.
Анатолий в 1985 году женился. Сын до выхода на пенсию работал в милиции, потом устроился на АО «Избердеевский элеватор».
— Меня мама мужа с первых дней приняла дочкой. Мы немного прожили вместе. Дом маленький, тесно. Сейчас живём раздельно. Но я приходила с работы — а это на другом конце Петровки, свекровь мне весь огород уже прополола –, — рассказывает сноха Мария.
Несмотря на возраст, женщина сама себя обихаживает. И в семью сына идти не хочет.
— Пока на своих ногах, не пойду! Мне Маша салаты привозит разные, соленья. А супы я сама себе готовлю, какие хочу. И им сказала, чтобы не привозили, — рассказывает Мария Григорьевна.
С особой болью Мария Григорьевна отзывается о старшем внуке, Денисе, который умер в 27-летнем возрасте. А младший, Алексей, работает на элеваторе. От него у моей героини трое правнуков — Кирилл, Юра и Алёнка.
— Я жену Алёшки, Наташу, считаю своей внучкой. Она вместе с Машей ко мне приходит. А ребят очень люблю, и они меня тоже! — говорит Мария Григорьевна.
Смотрю на Марию Григорьевну и поражаюсь — как могли столько вынести её хрупкие плечи! Но потом понимаю, что передо мной настоящая русская женщина, сильная духом и добрая душой.
Мы от всей души поздравляем Марию Григорьевну с юбилеем. Желаем Вам крепкого здоровья и благополучия. А самое главное, согревайте своим теплом и мудростью родных и близких ещё много-много лет!