Свой велосипед Вячеслав Пышин из Петровского ласково называет «мой трудяга». Двухколёсный транспорт выручает его уже не один десяток лет. На крепкой раме можно было перевезти мешок картофеля или зерна, а на багажник укрепить увесистую сумку с урожаем. Где именно произведён был его велосипед, хозяин точно не помнит. Но уверяет, что модель похожа на легендарный «Урал». В 70-е годы он продавался вместе с аптечкой, ремонтным набором и насосом.
– Раньше я мог проехать из родной Фоновки к тёще в Старую Васильевку двадцать километров. Сейчас также с велосипеда не слезаю даже зимой. Автомобиль купил себе всего 10 лет назад, и то больше для семьи. На работу и в магазин всю жизнь ездил на велосипеде, – признаётся пенсионер.
Ежегодно 19 апреля отмечается международный праздник – День велосипеда. В этот день по всей стране призывают отказаться от автомобилей, проходят массовые велозабеги. В Петровском районе подобными мероприятиями уже никого не удивишь. Ведь многие селяне не прощаются с двухколесным транспортом даже зимой. А десятикилометровые кроссы от одной деревни до другой и вовсе – обыденность.
71-летний велосипедист живёт на улице Кораблина райцентра. Соседи обращаются к нему по вопросам ремонта. У кого-то цепь порвётся, у кого-то ступица полетит. Вячеслав Пышин помогает всем бесплатно, говорит – сам рад изучать механику. К тому же, сегодня нет проблем с запчастями.
– Качество современных запчастей заметно хромает. Китайские шатуны за пару сезонов заметно изнашиваются или гнутся. Педали тоже быстро ломаются. А в остальном мой «трудяга» всё также надёжен, – говорит Вячеслав Николаевич.
Знак «Сделано в СССР» – гарантия качества, которому всецело доверяет Вячеслав Пышин. Однако есть в районе и любители современных горных моделей – фэтбайков.
Павел Щекочихин из Дубового готов постоянно усовершенствовать свой горный велосипед. Первый фэтбайк ему подарил брат. А в прошлом году 20-летний парень сам приобрел более актуальную модель. Студент Липецкого технического университета следит за всеми новинками тюнинга. На новом фэтбайке он увеличил количество передних и задних звёзд. За счёт чего теперь ехать можно гораздо быстрее.
– Я могу привести пример: однажды на трассе я обогнал парня и девушку на скутере. Они ехали около 40 километров в час. Увидев меня, очень удивились, – с улыбкой вспоминает велосипедист. – Мне нравится фэтбайк за высокую проходимость – на нём можно ехать по любой грунтовой дороге – и за скорость.
В прошлом году Павел доехал до Мичуринска и обратно. За день проехал больше 80 километров по асфальту, просёлочным дорогам и полям. Участвует молодой человек и в городских массовых велозабегах. Так, летом прошлого года группа спортсменов преодолела 150 километров до Воронежской области. Не расстаётся парень с фэтбайком и в холодное время года. Правда зимой он катается на нём только в селе. Когда устанавливается первый крепкий лёд, может проехаться и по его зеркальной глади.
– Я могу спокойно пересесть на обычный велосипед и даже починить его. Но фэтбайк поможет мне установить собственные рекорды. К примеру, мне хочется доехать на велосипеде до Воронежа. Однажды такой забег осуществил мой двоюродный брат. Он доехал из Воронежа до Дубового за 12 часов, – говорит Павел Щекочихин.
Сегодня в Петровском, как, впрочем, и в других районах области, велосипед, будь то советского выпуска или современные модели, стал одним из основных средств передвижения. Это удобно, дешёво и экологично. Пока в России для того, чтобы кататься и ставить рекорды на велосипеде, не нужны права. Попытки введения закона об обязательном получении водительского удостоверения для велосипедистов предлагались на рассмотрение в Госдуме два года назад, но все они были отклонены. Так что посчитать владельцев всех видов безмоторного двухколесного транспорта пока не получится. Возможно, и к лучшему. Ясно одно – с каждым годом велосипедов на дорогах становится всё больше. И всё больше людей приобщаются к активному образу жизни.