Лента новостей
Статья12 августа , 09:25

Взгляд священника на посещение кладбища

О посещении мест упокоения усопших петровцам рассказал благочинный Петровского благочиннического округа, настоятель храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Петровском иерей Артемий Аксёнов.

Взгляд священника на посещение кладбища
Фото: из архива отца Артемия

Священнослужитель отмечает, что кладбище — место священное и духовно значимое, где покоятся останки верующих православных христиан. Православные верят, что в день Второго Пришествия Господа Иисуса Христа все умершие восстанут, поэтому присутствие тел здесь имеет глубокий смысл ожидания всеобщего Воскресения. Такое особое место обязано вызывать благоговейное отношение и достойное поведение.

Увы, часто сохраняются остатки древних обычаев, связанных с язычеством, одним из ярких примеров которых является традиция приносить еду на могилы. Эти практики приводят к появлению антисанитарии: привлекают животных, птиц и насекомых, создавая неблагоприятные условия вокруг мест упокоения близких. Важно помнить, что душе умершего не нужны земные угощения, истинная забота заключается в молитвенной памяти о почившем и совершению добрых дел ради них.

– Приносить пищу на могилы на такие православные праздники, как Радоница, Пасхальный период, Родительские субботы – не стоит православному христианину. Принесение еды не является чем-то плохим только при одном условии. Если люди после молитвы решили употребить эту пищу, обычно блинчики и кутью, как на обычных поминках, но не устраивать пикник. Это вполне дозволительно. Но оставлять пищу с контекстом, якобы, это усопшему – язычество в прямом виде. Язычники верили, что после смерти умерший человек нуждается в живых потребностях. Поэтому они хоронили умершего вместе с жёнами, наложницами, конями, кувшинами вина и корзинами еды. Мы же понимаем, что душа человеческая бестелесна, она не нуждается пище и даже в воздухе. Поэтому это бессмысленно, – говорит отец Артемий.
Взгляд священника на посещение кладбища
Фото: из архива отца Артемия

Приносить на кладбища сигареты, спиртные напитки и любые атрибуты подобного поведения не следует. Винопитие и табакокурение  являются греховными привычками, которые вредят как телу, так и душе.

Нет строгих правил относительно частоты посещений кладбищ, однако существуют особые дни поминовения усопших: дни рождения, дни ухода из жизни и годовщины смерти. Однако, если указанные даты совпадают с великими праздниками православной церкви, такими, как Светлая Седмица, рекомендуется перенести визит на другое удобное время.

Что касается крупных праздников, таких, как Пасха и Рождество Христово, в эти дни Церковь традиционно не проводит обряд погребения (отпевания). Поэтому похороны совершаются либо заранее, либо спустя некоторое время после праздника.

– У нас есть Пасхальная неделя и Святочная неделя, вот эти дни радостные. Посещение кладбища не желательно. Смешивать вместе печаль и радость не свойственно человеку. Воцерковленный православный христианин это понимает. В библии есть такие слова – всему своё время, время горевать и время радоваться. Опять же, есть исключения: человек приехал в гости к родным на короткое время, долго не будет приезжать, тогда, наверное, да, есть смысл посетить кладбище. Но у нас часто идёт перекос. У нас люди посещают кладбище в саму Пасху и Пасхальный период, при этом они не посещают вообще церковь тогда, когда именно и нужно прийти и порадоваться, поблагодарить Господа. По причине того, что в советский период храмы были закрыты и уничтожены, не было места, где можно было праздновать Пасху. Люди, у которых было религиозное чувство, шли на кладбище, потому-что не было другого места. Сейчас, слава Богу, храмы открыты, – рассказал батюшка.

Священнослужитель говорит, что посещать кладбище разрешено абсолютно каждому человеку независимо от возраста, состояния здоровья или положения. Традиционные страхи и народные приметы, утверждающие, будто некоторые категории лиц, включая беременных женщин, детей или пожилых людей, не должны приходить на погост, являются лишь распространёнными заблуждениями и ничем не обоснованы. Православная вера учит открытому участию всех членов семьи и общества в поминальных мероприятиях, сохраняя уважение к ушедшим близким и выражая свою любовь и благодарность молитвенной поддержкой перед Богом.

Отец Артемий высказал своё мнение касательно внешности тех, кто приходит на кладбище. По его словам, поскольку кладбище является местом святым и имеющим глубокое религиозное значение, внешний вид посетителей должен соответствовать этому духу благочестия. Одежда должна быть предпочтительно сдержанная, неброская и скромная, закрывающая тело согласно традициям православия. Однако батюшка сказал, когда человек пришёл трудиться над уборкой участка около могилы: тут важнее удобство, и лучше выбрать одежду, походящую для физического труда.

Взгляд священника на посещение кладбища
Фото: из архива отца Артемия
– Делаю акцент – не в одежде дело. Если нет у человека возможности соответственно одеться – к примеру, срочно он захотел посетить храм, – да ради Бога. Всегда можно найти компромисс: есть в храмах платочки, халатики, переднички. Пусть человек молится и ставит свечу. Но если у человека есть выбор, он должен понимать, что храм и кладбище – места сакральные. К примеру, он же не пойдёт в театр в майке и шортах, – отметил священнослужитель.

Батюшка заметил, что перед входом и выходом с кладбища люди делают крестное знамение. Такой обычай совершенно правильный и способствует правильному внутреннему настрою, выражению почтительности к месту покоя усопших.

Количество крестных знамений — одно или трижды — специально Церковью не устанавливается. Главное, чтобы человек делал это сознательно и искренне, проявляя чувство веры и благодарности.

– Подобно тому, как число куполов на храме символично отражает важные аспекты нашей веры: один купол напоминает нам о единстве Бога, три символизируют Святую Троицу, пять — нашего Спасителя и четырёх Евангелистов, семь — семь Таинств Церкви, тринадцать — Иисуса Христа вместе с двенадцатью апостолами, тридцать три — земной возраст Христа, — так и число крестных знамений, которыми мы освящаем себя при входе и выходе с кладбища, остаётся делом личного выбора и духовной потребности, – сказал святой отец.

Настоятель храма обратил внимание на важность коллективной молитвы перед личным посещением кладбища. Особенно подчёркивается необходимость участия в общих заупокойных службах, проводимых в течение родительских суббот. Батюшка говорит, что индивидуальная молитва, которую каждый совершает на месте упокоения близкого человека, становится сильнее и действеннее, если предваряется совместным молебном всей общины.

Таким образом, приходя на службу в храм накануне посещения кладбища, верующий приобщается к общности веры и получает дополнительную благодать для своей личной молитвы, обращённой к Богу. Общее обращение к небесам укрепляет личную веру и позволяет сделать индивидуальные воспоминания и общение с душами наших любимых близкими наиболее наполненными духовностью и глубиной.

Автор:Сергей Ежов