Николай Моторин с детства грезил небом. Его жизнь изменилась в тот момент, когда над его родной деревней пролетел аэроплан. Это событие стало началом пути, который привёл Николая к героическим подвигам на фронтах Великой Отечественной войны. Его история сложилась от первых шагов в аэроклубе до боевых вылетов на штурмовике «Ил-2». Командование характеризовало Моторина как лучшего разведчика, смелого и решительного лётчика, являющегося примером мужества и отваги для товарищей и подчинённых. Простой парень из тамбовской глубинки стал легендой неба. Только какой ценой он заплатил за нашу Великую Победу?
Николай Моторин родился в селе Дмитриевка Избердеевского района (ныне Петровского округа) Тамбовской области 30 октября 1922 года. Его родители — крестьяне Яков и Мария. Первые три года будущий герой учился в деревенской школе. А в четвёртом классе из-за болезни остался на повторный год. Зато в пятом классе Покрово-Чичеринской школы колхозной молодёжи стал отличником, получив похвальную грамоту. Шестой класс окончил с наградой: школьнику вручили путёвку в пионерский лагерь. Седьмой класс — тоже на «отлично».
И в работе любознательный парень тоже был первым. Особенно, как вспоминали односельчане, любил косить. А ещё был умелым наездником.
Когда Николай учился в девятом классе, произошло событие, которое предопределило его судьбу. Над Дмитриевкой пролетел аэроплан. «Я буду летать!» — принял судьбоносное решение Николай. С этой мыслью он прожил свою юность: бегал, ходил на лыжах, поднимал тяжести. А потом стал обучаться лётному делу в Мичуринском аэроклубе.
В 1941 году Моторина призвали в армию и зачислили в Тамбовскую военную авиационную школу. Через два года обученный пилот попал в 565-й штурмовой авиационный полк. В составе этой части 19 февраля 1944 года он и начал свой путь на фронтах Великой Отечественной войны. 21 марта совершил первый боевой вылет на самолёте-штурмовике «Ил-2». С августа 1944 года — старший лётчик, водил на боевые задания по два-четыре самолёта.
Лётчик не любил хвалиться своими фронтовыми подвигами. По возможности писал родным. Сохранился и рисунок, гдё летчик изобразил пейзаж над Карпатами. Вот строки из письма 8 апреля 1944 года: «Добрый день, дорогие родители! В настоящее время живу хорошо. У нас обычная обстановка, немного подсыпаем фашистам, чтобы впредь не повадно было. У нас много настоящих героев, моих друзей. Я тоже помаленьку втягиваюсь в боевую обстановку».
В апреле 1944 года Красная армия освобождала Правобережную Украину от немцев. Враг упорно сопротивлялся. На земле и в воздухе шли ожесточённые бои. 6 апреля 12 самолётов-штурмовиков вылетели в район Ходачкув-Вельке. Отсюда вражеские войска пытались прорваться к окружённой группировке в районе Тернополя. Штурмовики один за другим сбрасывали бомбы на немецкие танки и автоколонны. При выходе из атаки на самолёт лейтенанта Моторина набросились два «мессершмитта», однако он сумел отразить нападение немецких истребителей. Тогда, отвалив в сторону, они атаковали самолёт ведущего группы. Лейтенант Моторин смело бросился на защиту командира. Сократив дистанцию, он открыл огонь из пулемёта и поджёг вражеский самолет. Сбросив оставшийся груз на цель, все советские лётчики без потерь вернулись на базу. В этот вылет уничтожили восемь танков и несколько автомашин противника.
Ещё один геройский вылет совершил Моторин 24 января 1945 года. Пара самолётов-штурмовиков вылетела на разведку немецких войск и техники в районе шоссейной дороги. Моторин обнаружил движение автоколонны противника. Он немедленно передал данные наземной радиостанции, а сам принял смелое решение атаковать врага. Не успел Моторин возвратиться из полёта, как ему поручили ещё одно задание: вылететь в район Вадовице, где сосредотачиваются немецкие войска, и всё проверить. Лётчик-разведчик взял курс на запад. Он сразу разглядел вражеские автомашины, танки, артиллерийские орудия, включил фотоаппарат и надёжно зафиксировал на плёнку то, что потом внимательно рассматривали в штабе корпуса. Снимки оказались очень ценными, и за отлично проведённую разведку отважному лётчику объявили благодарность.
В течение почти полутора лет лейтенант Моторин совершил 130 боевых вылетов, в том числе 34 на разведку, уничтожил и повредил большое количество танков, автомашин, паровозов, а также два склада боеприпасов и много солдат и офицеров противника.
За боевые подвиги грудь отважного лётчика украшали орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, два ордена Красного Знамени. Командующий восьмой воздушной армией генерал-лейтенант авиации Василий Жданов 31 марта 1945 года подписал наградной лист на представление Николая Моторина к высшей степени отличия — званию Героя Советского Союза.
Из наградного листа: «На выполнение боевых заданий лейтенант Моторин летает с большим желанием, над целью служит примером мужества и отваги, действует смело и решительно. За отличную боевую работу на поле боя и отличное пикирование над целью в условиях горно-лесистой местности Карпат лейтенант Моторин имеет много благодарностей от командования. В полку является лучшим разведчиком».
Однако нашему славному земляку не удалось прикрепить рядом с боевыми орденами и Золотую Звезду Героя. Старший лейтенант погиб во время выполнения боевого задания в районе польского города Гливице за три дня до долгожданной Победы — 5 мая 1945 года.
29 июня 1945 года Николаю Яковлевичу Моторину было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Память — в России и Чехии
В 2009 году чешские поисковики из посёлка Суходол над Одрой обнаружили место падения советского штурмовика. По найденным частям самолёта и личным вещам удалось установить имена членов экипажа — пилота, старшего лейтенанта, Героя Советского Союза Николая Моторина и стрелка, старшего сержанта Вазгена Гукосяна. Их останки в 2010 году с воинскими почестями захоронили на воинском кладбище в посёлке Белотин Оломоуцкого края Чехии.
В год 100-летия со дня рождения Николая Моторина большую поисковую работу по увековечиванию памяти героя провёл педагог и краевед Андрей Максимов из села Покрово-Чичерино. По его инициативе на родине лётчика, в умершей деревне Дмитриевка, на средства благотворителей установили памятный знак с портретом героя. Особое внимание поисковик уделил портрету Николая Моторина, он нашёл фото в архиве Министерства обороны РФ.
На торжественной церемонии открытия присутствовали и родственники Николая Моторина, который имел трёх родных сестёр. Из Раменского района Московской области приехала Мария Моторина. Она зачитала стих собственного сочинения «Разговор с братом»:
Именем Николая Моторина названа одна из улиц села Петровское. В музее чешского посёлка Суходол над Одрой представлены части самолёта, потерпевшего крушение в 1945 году. Часть обломков передана и в краеведческий музей Петровского округа.