Лента новостей
Статья30 июня 2022, 13:46

Казаки не «по крови», а «от земли». Как петровские фермеры православие на селе возрождают

Петровские казаки строят деревянный храм в селе Успеновка на месте разрушенного больше 80 лет назад.

Вячеслав Дубровский возле установленного казаками Поклонного креста
Вячеслав Дубровский возле установленного казаками Поклонного крестаФото: Вера Малыгина

В стране 30 июня отмечается День возрождения казачества. В этот день 32 года назад в Москве образовали Союз казаков России. В Петровском районе станичное казачье общество создали спустя 16 лет. В 2014 году его возглавил Вячеслав Дубровский. Он фермер по роду деятельности, а казак только в душе. Ведь донских и кубанских казаков у него в роду не было. Зато было желание восстановить храм в родном сельсовете и принести пользу обществу. Как казаки возрождают православие, выступают в роли полицейских и пожарных и почему не всегда слышат «спасибо» в ответ, читайте в нашем материале.

Не сразу всё устроилось

Вера и казак неразделимы, считает Вячеслав Дубровский. Поэтому в первую очередь, как стал атаманом, решил установить Поклонный крест в селе Успеновке — соседнем с его родной деревней Дуровкой. Правда, на месте разрушенного храма — некогда одного из самых больших на Тамбовщине — за 70 лет выросла настоящая роща из многометровых дубов и елей.

— Мы у владыки Гермогена разрешения спрашивали, чтобы крест поставить. Он посмотрел на это место и возразил, мол, вы хотите в этих клёнах его поставить? Но мы обещали всё убрать,
вспоминает атаман.
Освящения закладного камня прошло в августе позапрошлого года
Освящения закладного камня прошло в августе позапрошлого годаФото: Мичуринская епархия

Казаки обещание выполнили. Деревья выкорчевали с помощью техники. Рядом разбили плодовый сад. Пятиметровый крест из дуба изготовили сами. Его освятили в торжественной обстановке с молитвой десятков селян. Но на этом не остановились. Вячеслав Дубровский задумал рядом построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Казаки приступили к закладке фундамента. Начали выкапывать траншеи. Не обошлось и без находок. Фундамент получился добротный — с цокольным этажом на два помещения.

— Находили много останков. Священников ведь зачастую хоронили за алтарём. А нас охаяли за это дело в Интернете. Мол, казаки — «золотоискатели», ямы копают. А мы останки, опять же по разрешению владыки, похоронили в отдельной могилке. Человек, который делает доброе дело, должен быть готов к негативу. А «спасибо» тяжело дождаться,
признаётся Вячеслав Дубровский.
Проект будущего деревянного храма Успения Пресвятой Богородицы
Проект будущего деревянного храма Успения Пресвятой БогородицыФото: предоставлено Михаилом Дубровским

На возрождение православной святыни собирались всем миром. Спонсоры, селяне и казаки пожертвовали 1 миллион триста тысяч рублей. Два года назад на Ореховый спас прошёл молебен на освящение закладного камня. Казаки заказали проект и изготовление деревянного сруба в Мордовии. Селяне уже видели себя в новом деревянном храме… Но «поставщик» оказался недобросовестным. Получив деньги, он уже третий год обещает привезти весь сруб «на этой неделе».

12 казаков

Казаки уже готовы подать в суд на так называемого строителя, но их пока останавливает то, что успеновцам  всё же есть где помолиться. В 2008 году в селе открыли приход. Перестройкой жилого дома под церковь занимался местный фермер Михаил Дубровский. Он даже своими руками изготовил купол для храма. Однако просто благих дел для энтузиаста оказалось мало. Он решил стать казаком. В 2012 году подал заявление на вступление в Мичуринское хуторское общество. А ещё через три года принял присягу в Петровское станичное общество.

Перестроенный жилой дом под церковь
Перестроенный жилой дом под церковьФото: Вера Малыгина
— У меня в роду нет казаков. Но зато у нас есть желание возрождать православие на селе. Казачество — это дух, который движет нами,
считает Михаил Дубровский.

Вячеслав Дубровский, родной дядя Михаила, тоже не потомственный казак. Он вступил в казачество в 2010 году. А уже через несколько лет круг выбрал его атаманом.

— Те, кто открывал в районе казачье общество, остыли к этому делу. А просто закрыть его нельзя. Мы зарегистрированы в Минюсте и налоговой инспекции. Я взял на себя ответственность возглавить общество. У нас есть свой флаг и герб. Мы даже оборудовали себе небольшое помещение — из заброшенного сельского клуба – для собраний и трапез в большие православные праздники. А главное, что у нас есть костяк — 12 проверенных и деятельных людей,
замечает атаман.

Это всё, что останется после меня

Для деятельного человека в малом населённом пункте работы хоть отбавляй. У казаков заключены договоры с органами МВД и МЧС. Так, они могут дежурить вместе с патрульно-постовой службой вечерами в райцентре или охранять памятники воинам Великой Отечественной войны. А ещё казаки организовали добровольную пожарную команду. Они сами выезжают тушить пал травы и помогают пожарным при возгорании домов. Им даже несколько лет назад пожарная часть из Тамбова выделила автоцистерну. Правда, она сильно износилась. И в борьбе с огнём им чаще всего помогает бочка на колёсах с мотопомпой и рукавами, которая цепляется за трактор. Она служит и на полях Вячеслава Дубровского.

Вячеслав Дубровский показывает отреставрированный сельский клуб для собраний казаков
Вячеслав Дубровский показывает отреставрированный сельский клуб для собраний казаковФото: Вера Малыгина
— Уже больше 30 лет возглавляю своё хозяйство. И если бы не доходы от фермерства, не знаю, на чём бы держались все наши начинания. Здорово, если бы казакам выделяли специальные земельные участки. Даже 100 гектаров были бы для нас хорошим подспорьем,
размышляет Вячеслав Дубровский.

Атаман признаётся, что они — казаки не «по крови», а от «земли». Для их общества главное — достроить православный храм и таким образом оставить след после себя на родной земле.

Петровские казаки в День Победы
Петровские казаки в День ПобедыФото: Наталия Дубровская
Автор:Вера Малыгина