Храм Богоявления Господня в Шехмани построили в 1844 году. В позапрошлом столетии это был один из самых красивых и больших храмов в Тамбовской губернии. Он радовал верующих без малого 90 лет.
В 1934 году в здании открыли склад, а ещё через 12 лет — Дом культуры. В церковно-приходской школе разместились парикмахерская и сапожная мастерская. Здание настолько изуродовали строители коммунизма, что многие местные не признавали в нём бывший храм.
Только в 2007 году церковь вернули верующим. В небольшой комнате открыли приход. Через пару лет даже разработали проект по восстановлению храма. Однако надеяться на то, что строительные работы начнутся, не приходилось. Уж очень дорого это стоило.
В 2017 году у прихожан замаячила надежда. В село приехал служить выпускник Тамбовской духовной семинарии Александр Балашов. Священнику за небольшой срок удалось найти меценатов. Храм реконструируется последние три года — уже восстановили фундамент, стены и трапезную с крышей.
Сельский священник рассказал, почему он сам взялся за лопату и что считает настоящим чудом.
— Батюшка, помните ли ваше первое впечатление от Шехмани?
— После окончания семинарии хотел служить в селе. Я вырос в селе Иловай-Дмитриевское Первомайского района. Но, честно говоря, в Петровском никогда не был, а о селе Шехмань никогда и не слышал. Я положился на волю Божью. Хотя мои друзья, с кем мы жили в одной комнате, ездили в Шехмань смотреть образ святителя Николая, который проявился на двери сарая одного из местных жителей. Об этом случае много говорили в нашей среде. Но я в Шехмань приехал в первый раз уже после назначения. Когда увидел здание Дома культуры, то не мог и предположить, что здесь был храм. Даже все фигурные перемычки и розеточки над окнами были стёсаны. Первым делом я начал усиленно изучать историю храма, и пазл сложился.
— Что значит — пазл сложился? Вы поняли, что ваше назначение в петровскую глубинку не случайно?
— Я узнал, что с духовной жизнью Шехмани связано много именитых и даже знаковых для меня людей. Прочитал все выпуски «Тамбовских епархиальных ведомостей» с 1863 по 1917 годы на сайте Пушкинской библиотеки. С интересом узнавал, кто в Шехмани был священником, кто пёк просфоры, кто был чтецом. Публикации нашёл об отцах Николае и Семёне. У последнего было 10 детей. Один из них — знаменитый профессор Московской духовной академии и богослов Владимир Вертоградов. Он первое время был чтецом в Шехмани у отца. Я в очередной раз понял, что земля большая, но очень тесная. Моим духовником во время учёбы в Тамбовской духовной семинарии был протоирей Николай Засыпкин. Оказалось, что он 20 с лишним лет проработал аптекарем в Шехмани, жил рядом с храмом. В 2007 году организовывал здесь приход. Он оказал большое влияние на моё мировоззрение. Он умер 4 года назад, как раз тогда, когда меня назначили в Шехмань…
— Осталась ли в памяти первая служба?
— Это было Рождество Христово. Стеснённые условия. Специально посчитал — на первой службе было 43 человека. Когда я пришёл, совершенно никаких мыслей о восстановлении храма ни у кого не было.
— Как же тогда удалось сдвинуть дело с мёртвой точки и найти спонсоров?
— Вопрос решился неожиданно. Я совершал обряд крещения, а местный фермер Алексей Гриднев был крёстным. После я пустил ему шуточную фразу, а ему запало.
— А что за фраза?
— Она личная, я не буду озвучивать… В этот же день вечером он мне позвонил и сказал: я приеду к тебе с инженером. Они приехали, осмотрели всё. Инженер взял реставрационный проект, который делала мичуринская организация в 2010 году, и через пару дней сказал: храм восстановить можно! Знаменательно, что строители приехали работать на святителя Николая — 18 декабря. Это чудо Божие! Однозначно. Также к иконе святителя Николая, о которой я уже говорил, приезжают десятки паломников из разных городов, оставляют крестики, цепочки в свидетельство о помощи молитвы святителю. Николай Чудотворец и нам помогает храм восстанавливать.
— С погодой нам той зимой повезло. Земля была мягкая, морозы всего лишь до минус пяти. А задача перед нами стояла непростая — усилить фундамент, взять его в железобетонную капсулу. Советские строители «постарались»: сломали одну из несущих стен, нарушив балансировку здания. Оно начало давать крен. Нужно было окапывать фундамент и внутри, и снаружи. На метр в ширину, и в глубину — от полутора метров до трёх с лишним. Если на улице местами мог копать экскаватор, то внутри нужно было вдоль стен «пройти». Я сам вооружился лопатой и предложил помочь селянам. Сначала ко мне двое мужчин присоединились, через неделю нас копало уже 18 человек. До марта мы весь фундамент залили.
— Конечно, и не одна! В той части храма, где была кинобудка, нашли забетонированные фигурные решётки от окон. Мы их достали, по ним планируем сделать идентичные копии. Находили и захоронения. Черепов пять… Возможно, здесь было кладбище рядом с построенной в начале XVIII века деревянной церковью. Нашли также два подземных хода. Один ведёт к дому священника, там сейчас обычный дом. Другой — в южную сторону. Старожилы говорят, что он вёл к реке. В итоге мы по периметру вдоль стен вручную прокопали больше 70 метров. Но эта работа была не видна.
— На храм стали обращать внимание, когда начали расти стены?
— В первый год у нас были спонсорами Алексей Гриднев и его семья. В следующем году нам стал помогать директор строительной компании Сергей Медведев, у которого корни в Шехмани. Через него нашей историей заинтересовалась одна из крупнейших в России горно-металлургических компаний. И, конечно, простые миряне очень откликаются. К примеру, первые 30 тысяч кирпичей мы закупили на средства местного населения. Всего по подсчётам нужно около 180 тысяч, больше ста – уже израсходовали. В прошлом году нам действительно многое удалось сделать. По всему периметру центральной части «поднять» стены на отметку 6 метров 70 сантиметров. Смонтировать тёплый пол. Частично «поднять» котельную, закупить оборудование и расходные материалы для подведения газа в храм. Трапезную часть покрыть крышей. Рождество Христово в этом году мы уже встречали в реконструированной части храма.
— Получается, это было спустя ровно 5 лет с момента вашей первой службы. Что вы чувствовали, впервые проводя литургию в храме с высокими стенами и хорошей акустикой?
— Конечно, я был очень рад. В храме с такой многострадальной историей молитва совсем другая. Я понял, что невозможное возможно. Молись Богу, проси, но делай со своей стороны всё возможное. Сложить ручки и ждать тысячу кирпичей у порога не получится. Началось всё с того, что мы сломали крышу фойе, которое было пристроено в советское время. Просто вдвоём — бывший глава сельсовета Юрий Объедков и я — стали хоть что-то делать. Через пару месяцев к нам уже подключились Гридневы. Честно говоря, сам Алексей не верил, что местные будут помогать копать фундамент. Но мы это сделали! Значит, не плохой народ здесь, и в него нужно верить. Мы старались сами делать черновые работы — копать, разбивать кирпичные стены, разравнивать, землю завозить, гидроизоляцию смонтировать. Многие из города приезжают к нам на выходные потрудиться. А самое главное, что помогающие в реконструкции храма мужчины, так называемые «спящие» верующие, начинают ходить на службы. А когда храм закрывался на полгода из-за реконструкции, люди приходили молиться на улице — и в ветер, и под дождём. А теперь в отреставрированной трапезной на большие праздники собирается до ста человек.
— Спасибо, отец Александр, за ваши труды. Нет сомнений, что реконструкция красивейшего храма рано или поздно закончится, потому что есть люди, которые этого очень ждут.
Реквизиты, по которым можно перечислить пожертвования и поддержать строительство храма, можно найти по ссылке.