«Люблю, чтобы всё было идеально!». Так говорит выпускник-медалист Избердеевской средней школы Иван Иванов. Парень в 2023 году поступил на бюджет Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, сдав на отлично ЕГЭ по химии и биологии. Сейчас уроженцу села Петровского удаётся показывать такие же высокие результаты. На первом курсе — больше 100 групп, и Иван в числе отличников, которых всего несколько. Студент признаётся, что может сидеть и учить предмет до трёх часов ночи. Но при этом он не заставляет себя. Медицина — это его путь.
День студента в нашей стране отмечается 25 января. В преддверии праздника Иван Иванов рассказал об обучении в передовом ВУЗе, тренажёрах виртуальной реальности, участии в научном исследовании по пересадке икроножного нерва, познавательном досуге с друзьями-единомышленниками.
— Я загорелся идеей поступить именно в Сеченовский университет ещё в восьмом классе. Вместе с родителями увидел репортаж по телевидению о 260-летнем юбилее учебного заведения. Тогда педагогов и студентов поздравлял сам президент РФ Владимир Путин. Журналисты рассказали о выдающихся выпускниках — враче-кардиохирурге Лео Бокерии и транспонтологе Сергее Готье. А ещё «первый мед» ведёт свою историю с момента основания медицинского факультета МГУ в 1758 году и считается старейшим в нашей стране.
— Я учусь по специальности «Лечебное дело». Первые три года мы изучаем фундаментальную медицину — анатомию, физиологию, гистологию. На четвёртом курсе на базе университетских клинических больниц будем вместе с практикующими врачами работать с пациентами. Однако я уже сейчас могу сделать вывод, что Сеченовский, действительно, лучший медуниверситет в нашей стране. Мы обучаемся по самым современным методикам. К примеру, проводить операции учимся с помощью оборудования виртуальной реальности.
— Но, наверное, и от традиционных методов обучения не отходите? Чтобы подготовиться к реальной клинической практике, посещаете морг?
— Уже со второго месяца обучения мы начали ходить в морг Института клинической медицины им. Н. В. Склифосовского. Это помогает студентам сформировать реальное представление о структуре тела человека, понять, как те или иные заболевания влияют на организм человека. Также в морге нас обучают грамотной хирургической практике. На недавно скончавшихся людях мы изучаем топографическую анатомию. Нам задают сложные вопросы. К примеру, где находится линия Кена. Так с помощью скальпеля я сам сделал доступ к этой бедренной артерии.
Сейчас, в разговоре, удивляюсь, как мне удалось, благодаря нашим замечательным преподавателям, так многому научиться. Всего полтора года назад я был обычным сельским школьником.
— Может, среди педагогов есть те, к которым ты особенно прислушиваешься?
— Мой пример для подражания — это преподаватель физиологии Андрей Леонидович. Можно сказать, что он — мультидисциплинарный человек. Я поражаюсь его знаниям в разных разделах медицины. Такое возможно, если путь в медицину идёт от души. В эту сферу нельзя идти без большого желания, потому что есть вероятность выгореть и не выдержать нагрузки.
— Кстати, выдерживаешь ли ты учебные нагрузки. Как сдаёшь сессии?
— Летнюю сессию я сдал на одни пятёрки.
— Иван, как? Это же ведь очень трудно…
— Я никогда не гнался за оценками. Хотя с первого класса — отличник. Спасибо большое маме, она в меня это всё вкладывала. Это перфекционизм, что ли, я люблю, когда всё идеально. Цена этому — бессонные ночи, нервы, потому что всегда переживаешь перед экзаменами. Но, в целом, для меня это не является чем-то сложным. Иногда друзья говорят, что устали сидеть и учить до трёх часов ночи. Я сижу также, но этого не замечаю. Мне просто это нравится. Я не заставляю себя. Делаю то, что мне хочется делать.
— Среди однокурсников у тебя есть друзья, люди, близкие по духу?
— Мы по-настоящему дружим с моим одногруппником Артёмом. Он — коренной москвич, его родители — дерматовенерологи, а бабушка и дедушка преподавали в нашем ВУЗе. Мы вместе пробуем написать научную статью. Наши преподаватели совместно с институтом нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко ведут исследования по поводу пересадки икроножного нерва на место повреждённого зрительного. Это позволит восстановить зрение. Мы, студенты, проводим опыты на кроликах. Сравниваем эти два нерва, их толщину, эластичность. Причём, я знаю, что такие исследования проводят только в России, на Западе подобных наработок нет.
— Студенты-медики как-то отдыхают от учёбы?
— Мы много гуляем. В Москве немало интересных мест, а ещё стараемся посещать театры и музеи. Вот недавно я впервые побывал в Третьяковской галерее с друзьями. Остался под впечатление от увиденного, особенно меня поразила картина Александра Иванова «Явление Христа народу». Стараюсь читать и художественную литературу. На чтение всегда можно найти время, я зачастую делаю это в метро. Сейчас, например, читаю «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте. В истории о талантливом учёном-докторе я много важного нахожу для себя.
— Твои новые знания о человеке не поменяли твою картину мира? Может, ты, как тургеневский герой Евгений Базаров, проникся нигилистическими идеями?
— Многие знаменитые врачи, напротив, верующие люди, потому что в их практике происходят чудеса. Пациенты, которые считались безнадёжными, выздоравливают. Я тоже верю в чудеса, и за полтора года даже больше стал верить в существование Бога.