Учитель — она, её мама, дети, муж. Нелли Дмитриевна Ананьева — настоящая легенда педагогического сообщества, как Петровского округа, так и всей Тамбовской области. И не только потому, что она — представитель династии, общий стаж которой — 185 лет, но и потому что оставила своим коллегам колоссальный багаж методических наработок. Нелли Дмитриевна почти 50 лет преподавала свои основные предметы — русский язык, литературу, историю, обществознание — в трёх разных школах, создавая вокруг себя увлекательное образовательное пространство. К примеру, в родной школе в селе Успеновка еще в начале 1980-х годов одной из первых в области открыла краеведческий музей.
В преддверии международного Дня учителя, который в этом году отмечается 5 октября, педагог с почётным званием «Заслуженный учитель школы РФ» в интервью нашей газете рассказала о своих родителях и любимой профессии.
— Наш дом был крайним в селе, у речки Гаритовки, широкой и глубокой по местным меркам, местами даже с водопадами. С сестрой мы часто проводили время на природе, и уже тогда я навсегда влюбилась в родные места.
С уважением относиться к природе меня научил папа Дмитрий Александрович Сафонов. Он на пенсии увлекался садоводством, разводил яблоневые сады. Папа — участник советско-финской войны, в Великую Отечественную войну был старшим разведчиком. Отличился в боях при прорыве блокады Ленинграда. На Карельском перешейке умело вёл артиллерийскую разведку и наблюдение за полем боя. Награждён орденом Славы III степени. После войны работал председателем колхоза и затем — сельсовета.
Моя мама, Вера Васильевна Сафонова, из множества профессий выбрала одну из самых благородных — профессию школьной учительницы. И более трети века учила успеновских школьников математике и физике. Более двадцати лет она также работала на посту пропагандиста, вела кружок партийного политпросвещения. Когда мама занималась проверкой тетрадей, я всегда интересовалась оценками, которые она выставляла.
Мало того, мама была искусной портнихой. По ночам она шила сложные изделия — пальто, костюмы мужские и женские — своим многочисленным заказчикам. Курсы кройки и шитья она успела пройти ещё во время учёбы в Воронежском госуниверситете.
Мои родители вместе делали одно большое и важное дело: учили школьников любить Родину, быть патриотами родного края. Поэтому и я — по натуре человек-активист. Если у меня родилась идея, то её нужно обязательно воплотить в жизнь. А также обязательно вовлечь в это дело других, выделить лидеров, чтобы они дальше росли. Впрочем я этим и занималась в трёх школах, где работала: в сёлах Паревка, Успеновка и Новое Гаритово.
— На моём первом рабочем месте — Паревской школе Инжавинского района — я проработала год учителем и восемь лет организатором. Там применила все свои способности педагога, организатора, певца, танцора, чтеца и просто доброго, отзывчивого человека. Создала школьный хор, серьёзно и интересно поставила комсомольскую работу. Я выпустила три класса и, казалось, навсегда сроднилась с Паревкой, детьми, их родителями. Однако свои коррективы в личную и творческую жизнь, к тому времени у меня был муж и двое детей, внесла неожиданная смерть мамы. Я вернулась в родную Успеновку. Сначала работала организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, а потом стала учить успеновских девчонок и мальчишек истории. Не преподавать историю, как школьный предмет, а именно учить. Учила любить свою большую и малую родину, знать прошлое и настоящее.
Раньше педагогическая деятельность была совершенно иной. Обращалось внимание на литературную классику, нужно было обязательно читать, и дети любили это делать. Мы устраивали конференции, где много рассуждали. И главное, ученики высказывали не только своё мнение, но и хотели услышать позицию учителя.
К моему стыду, я работала классным руководителем один единственный выпуск. С моими учениками — их было всего семь человек – мы крепко подружились. И практически все мне написали пожелание: «После нас никого не берите в классное руководство, мы будем Вас ревновать».
— В 1982 году по моей инициативе и бывшего директора школы, участника Великой Отечественной войны Михаила Васильевича Якушкина в Успеновской школе открылся краеведческий музей. Мы много работали в архивах, вместе с другими учителями школы ходили по домам и собирали документы, жизненные истории. Затем стенды оформили рукописными плакатами, схемами, таблицами. А ещё я увлекалась фотографией — сама создавала снимки для нашего исторического кабинета.
И, конечно же, многочисленные походы и экскурсии по Тамбовской области и за её пределами, поиски, встречи с новыми людьми — всё это обогащало мировоззрение юных успеновцев.
Гостями школы в разное время стали тамбовская поэтесса Валентина Дорожкина, прапраправнучка Александра Пушкина, преподаватель Мичуринского аграрного университета Галина Усова, внучатая племянница первого советского дипломата Георгия Чичерина — Наталья Чичерина.
— Не просто складывалась профессиональная судьба моего сына Александра. Мой отец всегда мечтал видеть внука военным. О событиях минувшего военного лихолетья, героизме народа Саша впервые узнавал не на уроках в школе, а с самого раннего детства по рассказам дедушки, которым очень гордился. Папа говорил о своих друзьях и плакал, не стесняясь мужских слёз, а маленький Саша по-детски беззлобно ругал фашистов, разоривших советские города и сёла.
В 1992 году сын окончил Успеновскую среднюю школу с золотой медалью. Смутное время перестройки многое разрушило. Отношение власти к армии изменилось. Авторитет её упал. Да и положение военнослужащих оставляло желать лучшего. Сын поступил в Тамбовский институт химического машиностроения. Проучившись два года в техническом вузе, он решил отправиться в армию. Тогда учителям не платили зарплату, он видел, как нелегко мне приходилось одной, к тому моменту уже умер супруг, учить двоих детей. Два года он добросовестно нёс службу в ВКС в Московском военном округе. А вернувшись в родную Успеновку, сказал, что тоже решил стать учителем, и поступил в ТГУ имени Г. Р. Державина на факультет математики и информатики.
Моя дочь Вера не сомневалась в выборе профессии. В 1995 году она поступила в Мичуринский государственный педагогический институт на факультет филологии. С 1998 года начинается ее трудовая деятельность. Перейдя на заочное отделение, начала работать в Успеновской средней школе в должности учителя истории, граждановедения и ИЗО.
— Честно говоря, думала, что не переживу этот момент. Это был 2016 год. Но дочь мне привезла внучку. Она до сих пор не признаётся: то ли он специально это сделала, то ли на самом деле было трудное положение. Я так погрузилась в воспитание внучки, в её взросление, что мне было не до грусти. Мы вместе рассматривали мои альбомы с методическими наработками и архивными фотографиями.
Ещё на пенсии я балуюсь стихоплётсвом, не могу назвать это серьёзным творчеством. Многие стихотворения — о малой Родине.
— Хотелось бы Вам, чтобы трудовая династия Ананьевых-Сафоновых продолжилась, общий педагогический стаж которой 185 лет?
— Моя единственная внучка учиться в четвёртом классе, о выборе профессии пока говорить рано. Время покажет. Я согласна со строками Роберта Рождественского, что «учителем надо будет родиться и только после этого — стать». Здорово, что моей родной Успеновской школой сейчас руководит Татьяна Александровна Дубровская, моя ученица. Она человек неравнодушный и преумножает то, что ей досталось в наследство от педагогического коллектива. Правда, учеников в нашей теперь начальной школе очень мало — всего несколько человек.
Самая суть учительской профессии — получать удовольствие от того, что видеть, как дети развиваются, как они познают мир, как они дальше вступают во взрослую жизнь, какими они людьми становятся. Я рада, что практически все мои ученики — порядочные люди. Однако подчеркну, как бы школа не воспитывала, чтобы она не прививала, семья — это главное что формирует ребёнка.