Достаточно однажды увидеть украинский фашизм и всё понять. Так считает народный артист России Валерий Кириллов. Он впервые побывал с гастролями в Донецке и Горловке ещё до начала СВО. Признаётся, что тогда идеей помочь жителям Донбасса его заразил наставник и учитель Сергей Пускепалис. После трагической гибели актёра именно Валерий Кириллов заменил его на посту художественного руководителя Волковского театра в Ярославле. Уроженец тамбовской глубинки признаётся, что взял на себя миссию — влюблять в русский мир как можно больше людей. И в этом ему помогает пример матери Зои Ивановны Кирилловой. Простая доярка из села Покровского научила сына выполнять любое дело честно и по совести.
В преддверии Всемирного дня театра, который отмечается 27 марта, народный артист рассказал о своей гражданской позиции.
— Сейчас среди медийных личностей стало модным съездить пару раз на Донбасс, чтобы отмыть подмоченную репутацию. Многие возмущаются этим и говорят, что Донбасс — это не прачечная. А как думаете Вы, могут ли такие поездки кардинально изменить позицию человека?
— До этой псевдомоды на поездки в Донбасс, чтобы заработать себе бонусы и новые опции, нас, артистов российского Государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова, идеей помочь жителям Донбасса заразил наш худрук Сергей Пускепалис. Ещё до начала СВО. Он вернулся из своей очередной поездки на Донбасс и объявил труппе, что мы должны быть вместе с этими сильными и волевыми людьми. Сергей Витауто за собственные деньги организовал гастроли нашего театра в ДНР летом 2021 года. Это была абсолютно не афишируемая поездка. Мы даже своим близким не сказали, почему неделю не будем на связи.
Показы спектакля «Предстоящее событие» прошли 22 августа — в Донецке, 23 августа — в Горловке. Это была специально подготовленная премьера. Тогда меня поразил мэр Горловки — Иван Сергеевич Приходько. Во время нашего спектакля он успел съездить на передовую, забрать раненых и вернуться к финалу, чтобы поблагодарить нас за ту гражданскую позицию, которую мы выразили, приехав туда. Этот выдающийся человек подарил нам цветы и икону.
Во время поездки мы поняли, что этот народ сломать невозможно. Они продолжали сажать розы, для того чтобы Донецк оставался городом миллиона алых роз. На стадионе, построенном к Чемпионату Европы по футболу, после стольких лет конфликта сохранилось всё техническое оборудование. Они содержали в чистоте свой город, когда, вроде бы, должно быть ни до спорта, ни до красоты, ни до искусства…
С деревенскими жителями мы могли поговорить на линии соприкосновения. Очевидцы рассказывали, что такое украинский фашизм. Это когда люди издеваются. Вот пример — дедушка пошёл забрать свою козу с выпаса и услышал свист снайперской пули. И упала его коза. Следующей пулей его ранило в ногу.
Уже на следующий год, тоже летом, мы побывали в Луганске с официальными гастролями, при поддержке Министерства культуры. Выступали в академическом русском драматическом театре имени Павла Луспекаева. Жили в одном общежитии с военнослужащими, насмотрелись на их жизнь, услышали много поучительных историй.
Я уверен, чтобы снять пелену непонимания причин конфликта на Донбассе нужно просто один раз побывать там, пообщаться с реальными людьми. Во время поездок на нас произвели невероятное впечатление мужественность и самоотверженность людей, желание быть в составе России. Это серьёзная миссия — быть вместе! Быть вместе не только в желании победить, но и быть вместе в искусстве, быть вместе с театрами, театральной общественностью Донбасса.
— Как теперь транслируете полученный в поездках опыт? Продолжаете помогать Донбассу?
— В прошлом году я выступил с инициативой пригласить артистов Херсонского академического музыкально-драматического театра имени Николая Кулиша к нам в Ярославль. Мы окружили этих 16 замечательных мужественных людей теплом и заботой. Они пожили в мирном русском городе, порепетировали в одном из лучших театров России. Мы им передали реквизит, костюмы, оборудование. В этом году у них состоялась премьера спектакля «Ханума», которую они начали делать на нашей сцене.
Также мы сыграли благотворительный спектакль, сборы от которого направили на оснащение детского Дома творчества на Донбассе. В этом году планируем два визита в Акимовский район Запорожской области. Привезем два спектакля постановки Сергея Пускепалиса, чтобы не прерывалась эта связь…
— Да, для многих Сергей Пускепалис был не только любимым актером, но и нравственным ориентиром. А кем он был для Вас?
— В первую очередь, Учителем. Мы — одного поколения, и на многие вещи смотрели в одном направлении. Он — абсолютный лидер! Он твёрдо знал, что такое хорошо и что такое плохо. У него была несгибаемая гражданская позиция!
В прошлом году мы учредили премию имени Сергея Пускепалиса «Поступок». Церемония вручения наград прошла 30 сентября — в День воссоединения с Россией Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Символ премии — страж мира журавль, который олицетворяет стремительность, силу и преданность своей миссии. Таким был и Сергей Пускепалис. Он стал нравственным ориентиром для всех, кто его знает и помнит. Благодаря его непосредственному участию на фронт была передана помощь на сумму более 20 миллионов рублей.
Эта премия — признание и поддержка представителей культуры, деятельность которых направлена на сохранение и развитие русского мира. Эту награду получили актёр и режиссер Сергей Маховиков, певица Юта (Анна Осипова), педагог из Макеевки Надежда Хитрикова и актриса Яна Поплавская. Специальной награды удостоились врач Александр Воробьёв, который создал экзоскелет для рук «Крылья надежды», и журналист Юрий Подоляка, освещающий военные и политические события.
— После трагической гибели Сергея Пускепалиса с каким чувством Вы приняли решение заменить его на посту худрука театра имени Фёдора Волкова — первого русского театра?
— Это было одно из самых непростых решений в моей жизни. Я понимал, что это должен быть человек изнутри коллектива. В этом году исполнится 35 лет моего служения в этом уникальном театре. В моей частной жизни произошли серьёзные изменения. Однако я уверен, что одно слово должно определять работу художественного коллектива. Это слово — забота. Забота о двух уникальных категориях людей — о тех, кто работает в театре и тех, кто приходит в театр.
— Об этом ли Вы мечтали в детстве, когда хотели стать известным русским актёром?
— Самое главное для человека — не отрываться от своих корней, не забывать свои детские мечты и фантазии. Я хотел приносить людям радость и свет. На два часа — сколько идёт спектакль — вырвать людей из повседневности, окунуть их в иные прекрасные миры. В мир Чехова, Достоевского, Толстого, Шекспира… Главный урок, как реализовывать эти идеи в жизнь, преподнесла мне мама. Она научила меня честному отношению к любому делу. Не важно, кто ты — актёр или доярка, — приносить пользу любимой стране нужно стремиться всегда. Тем более в такие непростые времена, как сейчас.