Обычной сельской женщине снится странный сон. «Убери надгробие из-под порога, и у тебя перестанут болеть ноги», — сказал грозный голос в сновидении. Женщина просыпается и понимает, что ей нужно делать — срочно обратиться к музейщикам. Дело в том, что она живёт в особенном месте — селе Знаменка Петровского района. Здесь с 18 века жили дворяне Рахманиновы. В том числе дедушка и бабушка Сергея Рахманинова. Сам великий композитор и его знаменитые друзья часто бывали в Знаменке. После революции 1917 года дворяне спешно покинули имение. В советские годы усадьбу и церковь разрушили местные жители. Беспощадно разорили и местный погост, где находили последний приют в течение нескольких столетий представители рода семьи Рахманиновых.
Квадрат земли, поросший луговой травой, в центре которого возвышается несколько каменных надгробий… Так, неприметно, выглядит место, где покоятся больше ста человек из рода Рахманиновых. Правда, подойдя ближе к надгробиям, в сердце начинают клокотать два чувства, дивно близким нам — «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». В центре участка находятся три добротных надгробия из позапрошлого столетия.
Первым обнаружили могильный камень ещё в середине 2-хтысячных в основании порога дома одного из знаменцев. Как гласит надпись, он стоял на могиле Марьи Николаевны Рахманиновой. Музейщики по дате смерти искали, какое отношение имела это женщина к роду. С ответом помог ныне покойный директор музея-усадьбы в Ивановке Александр Ермаков.
Ещё через пару лет к музейщикам обратилась ещё одна семья. Хозяин добротного дома из красного кирпича пожаловался, что в последнее время на них словно обрушился злой рок. Стали внезапно умирать от несчастных случаев дети и взрослые. При осмотре в фундаменте дома нашли надгробие из белого мрамора. На нём можно увидеть еле заметные витиеватые рисунки и начало фамилии — «Ра….».
Правда, трудности возникли не только с прочтением надписи. Камень не удалось с первого раза переправить на кладбище. Четверо здоровых парней сперва приехали на лошадиной подводе забрать надгробие, но не смогли его даже сдвинуть с места. С задачей справились только благодаря фермерской технике.
Третье надгробие на кладбище — из чёрного мрамора. Найдено оно 5 лет назад. Как гласит местная легенда, сам дух покойного явился во сне одной местной жительнице и попросил убрать своё надгробие в основании дома. Этот поступок должен был снять сильные боли в ногах. Действительно, под порогом векового дома на улице Советской музейщики нашли хорошо сохранивший могильный камень статского советника Николая Григорьевича Рахманинова.
На том месте, где была церковь, местные установили поклонный крест. Церковь находилась напротив кладбища. О большом количестве могил свидетельствуют провалы в земле. На улице Поповка — раньше рядом с церковью жили священнослужители — пару лет назад в случайно образовавшуюся яму даже провалилась часть автомобиля.
Точно известны имена чуть больше 15 похороненных. Среди них прадед, бабушка, дедушка Сергея Рахманинова, потомки рода Зилоти. В том числе, генерал-лейтенант русского флота Сергей Ильич Зилоти. Он был известен не только как военный, но и как талантливый композитор и режиссёр. Погиб он в начале Первой мировой войны при загадочных обстоятельствах. Был похоронен в Санкт-Петербурге, а потом захоронение перенесли в Знаменское — именно так называлось имение в позапрошлом столетии.
Этой весной на необычном сельском кладбище посетителей больше, чем обычно. В первый день апреля во всем мире отметят 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова. Гости Знаменки хотят прочувствовать место, где рождались, жили и обретали вечный покой предки гения. Ведь не зря наш классик утверждал: земля без отеческих могил мертва, «без них наш отчий край — пустыня, душа — алтарь без божества».
Этой весной на необычном сельском кладбище посетителей больше, чем обычно. В первый день апреля во всем мире отметят 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова. Гости Знаменки хотят прочувствовать место, где рождались, жили и обретали вечный покой предки гения. Ведь не зря наш классик утверждал: земля без отеческих могил мертва, «без них наш отчий край — пустыня, душа — алтарь без божества».