Работа станочников-распиловщиков напоминает чёткую работу механических часов. Их всего три в цехе. Поэтому на каждого ложится максимальная ответственность.
Завести механизм с утра — это значит, затащить брёвна специальной лебёдкой в цех. Их, кстати, привозят из горевшего леса в селе Тафино. Потом уже в работу вступает шумная ленточная пилорама, которая едет по специальным рельсам и ровно распиливает кругляк на доски. Сначала нужно снять горбыль — боковую часть с корой. Конечно же, машина не работает сама по себе. За точностью обрезки следит оператор Валерий Разводов. Ему приходится каждые два часа менять опилочную ленту. Если она тупится, то бревно режется «волной».
Разносят шестиметровые готовые доски практически каждую минуту Владимир Миронов и Геннадий Григорьев. Мужчины признаются, что, несмотря на тяжёлый физический труд, им нравится работать на пилораме. Здесь они могут «дышать» — находиться на свежем воздухе. Так, Владимир Миронов ушёл с работы на току у местного фермера, где постоянно стелется пыль.
Руководство лесхоза признаётся, что сохранить лесоперабатывающий цех и соответственно рабочие места было нелегко. В 90-е годы многим хозяйствам не удалось выжить в новых экономических реалиях. Шехманский лесхоз сохранил не только пилораму, но и питомник, несмотря на то, что по количеству лесной площади занимает предпоследнее место среди 15 лесхозов Тамбовщины. В ведении хозяйства всего около пяти гектаров леса на территории Петровского и Никифировского районов.
Сейчас Шехманский лесхоз также переживает не самые лучшие времена. После введения санкций западными государствами против нашей страны заметно повысились цены на горюче-смазочные материалы и запчасти. Так, та самая опилочная лента подорожала в несколько раз. И теперь стоит около двух тысяч рублей.
Снизился и спрос на пиломатериалы. В прошлом году к началу сентября на шехманской пилораме произвели больше 400 кубометров досок, а в этом — чуть больше 200.
Изготовленные на шехманской пилораме доски обходятся покупателю дешевле, чем в крупных строительных магазинах. Поэтому петровцы предпочитают ходить за ними в свой лес. А шехманцы к тому же идут на пилораму за бесплатными опилками, которые нужны для разведения поросят и кур. В самом лесхозе они используются ещё и в качестве мульчирующего материала для саженцев в питомнике.
Вот в конце рабочего дня три станочника-распиловщика вынесли очередной ящик с отходами. Их встречает некогда выброшенный, но уже откормленный лесниками пёс Тобик. Он заботливо охраняет мерно шумящую пилораму. Чётко отлаженный механизм которой продолжает свою работу вот уже больше полувека.